Добавлены подробности (первая версия опубликована в 15:58)
БАКУ /Trend/ - В Бакинском суде по тяжким преступлениям в понедельник состоялось очередное заседание по уголовному делу экс-председателя правления Международного банка Азербайджана Джахангира Гаджиева и еще семи обвиняемых.
На процессе один из обвиняемых – Азад Джавадов сообщил, что они с Гаджиевым были сокурсниками. По приглашению Гаджиева он был назначен заместителем директора Бакинского завода по переработке фундука, а с 2002 года – его директором. Джавадов сказал, что в Международном банке Азербайджана был взят кредит на пять миллионов манатов, при этом под залог было оставлено предприятие. Этот кредит вернуть не удалось, поэтому предприятие перешло под управление банка.
Отвечая на вопрос о кредите в 17 миллионов манатов, взятом в течение двух дней, Джавадов сказал, что взял его, потому что в отношении него было возбуждено уголовное дело в связи с налоговой задолженностью.
«Налоговые инспекторы потребовали оплатить задолженность. Я сказал Джахангиру Гаджиеву, что нужно взять кредит для оплаты этих долгов, и мне его выдали. После оплаты задолженности уголовное дело было прекращено и меня отпустили на свободу», - сказал обвиняемый.
Затем Джавадов внес ясность в вопрос о кредите в 816 тысяч манатов, оформленном на имя его тещи.
«Изначально я взял этот кредит на имя моего адвоката Акифа Меликова. Однажды Меликов сказал, что хочет взять в кредит холодильник, но ему его не выдают из-за того, что на него уже оформлен кредит. И я переоформил этот кредит на имя моей тещи», - сказал Джавадов.
Отвечая на обвинения в связи с найденным в его доме оружием, он сказал, что кинжал, купленный в Центральном универмаге, ему подарил 10 лет назад его тесть.
«Во время второго обыска в моем доме этот кинжал изъяли под тем предлогом, что это холодное оружие. Хотя в доме имелись два топора, которые были больше этого кинжала. Что касается огнестрельного оружия, мне о нем ничего не известно», - сказал Джавадов.
Прокурор же отметил, что на найденном в доме оружии есть отпечатки пальцев Джавадова.
Отвечая на вопросы адвокатов, Джавадов сказал, что взятый в Межбанке кредит в размере 60 миллионов манатов был израсходован на расширение завода по переработке фундука. Расход средств контролировал Международный банк. Джавадов отрицает пункт обвинения о присвоении из этого кредита шести миллионов манатов.
«Предприятие было заложено в банке. Если бы кредит не был возвращен, оно переходило под управление банка. Завод был передан под контроль ОАО «Aqrar Kredit» позднее», - сказал Джавадов.
Прокурор сказал, что предъявленное Джавадову второе обвинение связано не с присвоением шести миллионов манатов, а с невыплатой кредитов.
Давший на заседании показания сотрудник ООО «Inter Security» Нариман Пашаев сказал, что когда он хотел купить в кредит компьютер, в магазине ему сообщили, что на его имя уже оформлен кредит в размере одного миллиона манатов.
«Моя месячная заработная плата составляет 300 манатов, как в таком случае Международный банк мог выдать мне кредит в 1 000 000 манатов?» - сказал Пашаев.
Свидетели заявили, что кредиты на их имя были взяты по поручению руководства Межбанка, и им неизвестно, на что были потрачены эти деньги.
По словам свидетелей, эти кредиты были оформлены на их имена, но некоторые из них вообще не знали что и зачем подписывают.
Давший показания сотрудник ООО «Inter Security» Намиг Гулиев сообщил, что по поручению главы компании Ибрагима Гусейнова отправился в Сураханинский филиал банка, где подписал документы. Лишь позднее он узнал, что на его имя был оформлен кредит.
Другой свидетель - Заур Халилов тоже сказал, что был вызван Гусейновым в Транспортный филиал банка, где подписал документы.
"Лишь потом я узнал, что на мое имя взяли кредит", - сказал Халилов.
Свидетель Эмин Аббасов сообщил, что на его имя также был оформлен кредит в Транспортном филиале Межбанка в 2008 году, но он был полностью погашен.
Затем представитель Международного банка Агалар Агаширинов представил суду справку, в которой было отмечено, что указанные в обвинительном акте 211 миллионов манатов были присвоены не только Джахангиром Гаджиевым, но и другими обвиняемыми лицами.
Справка была приложена к материалам уголовного дела и будет вынесена на обсуждение на очередном судебном процессе.
Адвокат Гаджиева Фахреддин Мехтиев сказал, что основным неясным моментом по уголовному делу является признание двух сторон пострадавшими.
"Полномочия Международного банка в связи с решением проблемных кредитов были переданы ЗАО "Аграркредит". В таком случае неправильно признавать Международный банк пострадавшей стороной. Мы просим о том, чтобы копии договоров, подписанных министерством финансов, Международным банком и ЗАО "Аграркредит", копии документов, связанных с проблемными кредитами были представлены нам и суду, чтобы внести ясность в возникшие вопросы", - сказал Мехтиев.
Затем свидетель Расим Фатуллаев сообщил, что в 2008 году в Наримановском филиале банка подписал документы, а потом узнал, что на его имя был оформлен кредит в размере 505 тысяч долларов. Эта сумма была погашена до начала расследования.
Свидетель Тельман Гурбанов, являвшийся начальником смены в компании «Inter Security», сказал, что по указанию руководства пошел в банк, где на его имя был оформлен кредит в размере 306 тысяч долларов, который был погашен в 2013 году.
Свидетель Рауф Шахбазов сообщил, что обвиняемый Азад Джавадов оформил кредит на имена 10 человек для своего бизнеса. Этими лицами были работники компании "İnter Security". Данная сумма была взята для деятельности Бакинского завода по переработке фундука.
Отвечая на вопрос об имеющихся на его счету 107 800 манатах, Шахбазов сказал, что ничего не знает ни о деньгах на его счету, ни о кредите.
Сотрудник компании "İnter Security" Али Гасанов также сообщил, что по указанию руководства подписал документы в банке. Что касается вопроса о задолженности по кредиту, оформленному на его имя в размере 352 тысяч манатов, Гасанов сказал, что ничего об этом не знает.
Свидетель Руслан Керимов сказал, что только потом узнал, что на его имя был оформлен кредит в размере 450 тысяч манатов.
Очередное заседание суда назначено на 31 августа.
Джахангир Гаджиев был арестован пятого декабря 2015 года по решению Наримановского районного суда Баку.
Срок его ареста трижды продлевался.
Гаджиев и еще семь человек обвиняются по различным статьям Уголовного кодекса АР, включая присвоение в крупных размерах, злоупотребление должностными полномочиями, мошенничество с причинением крупного ущерба, присвоение или растрату с использованием служебного положения в крупном размере, превышение должностных полномочий, дачу взятки.
(Автор: Самир Али. Текст: Талех Агавердиев)