США, Вашингтон, 24 июня /спецкор Trend Н.Богданова/
Интервью Trend со спецпредставителем Госдепартамента США по вопросам энергетики в Евразии Ричардом Морнингстаром.
- Насколько, по вашему мнению, реален и осуществим проект газопровода "Набукко", учитывая нарастающую конкуренцию в области трубопроводных поставок в Европу и нынешнее отсутствие гарантированных объемов газа для трубопровода?
- Вначале, я бы хотел сказать, что "Набукко", как и прочие стратегические трубопроводы, это очень важный проект с точки зрения энергетической диверсификации и безопасности. Этот проект, во-первых, способен обеспечить некоторую часть потребности Европы в газе. Во-вторых, он играет важную роль в укреплении международного сотрудничества, может объединить многие страны. "Набукко" открывает много возможностей. Мы поддерживаем все проекты, которые предусматривают доставку нефти и газа на мировой рынок. Мы думаем, что такие проекты, в особенности, "Набукко", и проект Турция-Греция-Италия (TGI) - очень важны с точки зрения энергетической диверсификации, чтобы энергоресурсы поставлялись не только из Азербайджана и Туркменистана, а, возможно, и из Ирака.
- Рассматривается ли возможность вовлечения в этот проект Ирана?
- Нет. Могу сказать, что в настоящее время и в ближайшем будущем в нашем обозрении нет никаких планов относительно вовлечения Ирана в эти проекты.
- Может ли желание Турции приобретать по льготной цене 15 процентов азербайджанского газа, который должен будет прокачиваться по газопроводу "Набукко" в Европу через Турцию, стать серьезным препятствием на пути реализации проекта?
- Насколько я знаю, у Турции и Азербайджана нет никаких причин, чтобы мешать этому проекту. Что касается вопроса, который вызвал разногласия между Азербайджаном и Турцией, насколько мне известно, Анкара уже поняла всю его серьезность. Обе страны, как Турция, так и Азербайджан, играют важную роль в нашей энергетической политике в Каспийском регионе. Еще есть один вопрос, который необходимо решить, - это достижение согласия между правительствами Турции и Евросоюза.
- Какова вероятность повторения газового кризиса, причиной которому послужили ценовые разногласия между Россией и Украиной, и, как следствие этого, приостановка поставок газа в европейские страны? Какие, по вашему мнению, следует предпринять меры для предотвращения таких ситуаций в будущем?
- Наша политика заключается в том, что лишь путем сотрудничества мы должны решать все эти проблемы, это, в особенности, касается полнейшего обеспечения энергетической безопасности.