Полад Гамидов, обозреватель Trend
Число жертв столкновений на юге Киргизии достигло 179 человек. В ходе беспорядков пострадало 1 866 мирных граждан, из них 836 госпитализировано.
Согласно некоторым предположениям, эти данные неточные и реальное число жертв беспорядков превышает официальную сводку. Охваченные конфликтом районы могли покинуть до 100 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев.
Некоторые конфликтологи, классифицируя межэтнические конфликты на постсоветском пространстве, выводят акты общинного насилия (Ош, Фергана) в Центральной Азии в отдельную категорию. Здесь наряду с этническими проблемами немаловажную роль играет и экономический фактор.
Социально-экономическая ситуация в Ферганской долине - серьезная проблема и для Узбекистана, и для Кыргызстана, зародившаяся еще в советский период. Это обусловлено целым рядом обстоятельств, в числе которых наиболее важными являются перенаселенность и дефицит земли и воды для полива, а также переизбыток рабочей силы, преимущественно в возрасте от 17 до 25 лет.
Между тем, именно дефицит земли и воды и стал лейтмотивом массовых погромов в Оше в 1990 году, когда начались беспорядки, поджоги и убийства узбеков. Ситуацию тогда накаляли и неформальные организации - как киргизские, так и узбекские, - действовавшие в то время в Ошской области.
События, происходящие сегодня в киргизском Оше, напоминают конфликт 20-летней давности, но сейчас ситуация отягчена еще и тем, что все это происходит в стране, которая пережила две революции за последние пять лет, со слабой экономикой и нестабильной властью. После последней революции, когда была свергнута власть Курманбека Бакиева, временное правительство во главе с Розой Отумбаевой еще не успело обеспечить себе легитимность.
С учетом этих обстоятельств, не исключена возможность распространения накалившейся ситуации за пределы области. Например, в июне 1990 года информация о жертвах среди этнических узбеков в Киргизии всколыхнула приграничные области Узбекистана. Какова будет реакция узбекской общественности к событиям в Оше сейчас, трудно сказать.
В июне 1990 года в охваченные волнениями населенные пункты киргизского Оша были введены подразделения советской армии, которым удалось взять ситуацию под контроль. Сейчас в этой роли может выступить ОДКБ, но она не обладает тем потенциалом и опытом. 20 лет назад все подчинялось одному "центру", и армия при содействии многочисленной милицейской системы, а также КГБ без труда разрешила конфликт. Но сейчас для введения миротворческого контингента ОДКБ необходимо согласие представителей всех стран-членов Организации. Кроме того, ситуация с каждым днем усугубляется и эффективность действий "молодого" миротворческого контингента ОДКБ для разрешения конфликта маловероятна.
Отягчающим обстоятельством в данной ситуации является нелегитимность власти в Кыргызстане. Для участия миротворцев ОДКБ в урегулировании конфликта необходимо согласие всех участников организации. Нельзя забывать, что Курманбек Бакиев, который также просил о введении миротворческого контингента ОДКБ для предотвращения переворота в Кыргызстане, сейчас находится в Беларуси, и отношение этой страны к временному киргизскому правительству не вполне ясно. Например, Генеральная прокуратура Белоруссии отказалась выдать экс-президента Курманбека Бакиева, которого временные власти Кыргыстана обвиняют в эскалации напряжения в стране. Официальный представитель белорусской генпрокуратуры отказался разъяснить причины такого решения. Учитывая это, логично ли со стороны Беларуси оказывать помощь временному правительству Кыргызстана?
Трагические события в Ошской области летом 1990 года и волна погромов, направленных против турок-месхетинцев в Ферганской долине, конечно, стали уроком для правящих элит государств Центральной Азии. Ими приобретен необходимый опыт по предотвращению подобных столкновений. Но ситуация сегодня осложняется еще и тем, что в регионе активно действуют экстремисты и наркодилеры.
В частности, нельзя не учитывать "сезонность" этих волнений. То есть и "первая ферганская война", и "первые ошские события" пришлись как раз на проводившиеся в то время в этом регионе операции по уничтожению посевов опийного мака. Именно вторая половина мая и начало июня - время интенсивного цветения мака, когда его поля ярко красного цвета легко обнаружить с вертолета, поэтому и наиболее удобное время для проведения операций по его уничтожению. Хотя нынешним событиям в Оше не предшествовала операция по уничтожению посевов опийного мака, нельзя не учитывать роль тех, кто связан с наркотрафиком и отмыванием наркодолларов, в эскалации напряжения в стране.