...

Западу следует найти способы по выводу из оборота в Иране низкообогащенного урана

Политика Материалы 31 мая 2011 09:00 (UTC +04:00)

Азербайджан, Баку, 27 мая /корр. Trend Т.Коняева/

В отношении иранской ядерной программы Западу стоит не ограничиваться санкциями, а изыскивать пути по выводу наработанного в стране низкообогащенного урана (НОУ) и снизить обеспокоенность Ирана вопросами безопасности, считает директор российского Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.

"Западу не стоит ограничиваться одним запретами, тем более что Иран очень эффективно находит разные лазейки в преодолении санкций, которые, насколько можно судить по эффективности, не настолько критичны для иранской экономики, - сказал по телефону из Москвы член Экспертного совета Trend Евсеев. - Необходимо создать условия для вывода из оборота в Иране НОУ и снизить обеспокоенность ИРИ вопросами безопасности".

Иран продолжает наращивать запасы НОУ, несмотря на ужесточение действующих в отношении Исламской Республики международных санкций, сообщило во вторник, 24 мая, агентство Рейтер со ссылкой на конфиденциальный доклад Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Согласно документу, запасы НОУ, накопленные Ираном с начала 2007 года, достигли 4,1 тонны - это на 0,5 тонны больше по сравнению с февралем. По оценкам экспертов, такого количества НОУ (при условии его дальнейшего обогащения) достаточно для производства по меньшей мере двух атомных бомб.

МАГАТЭ обнародовало новые данные по иранской ядерной программе на следующий день после того, как Евросоюз расширил санкции в отношении Тегерана. В понедельник, 23 мая, главы МИД стран ЕС внесли в санкционный список около 100 иранских компаний. Санкции включают, среди прочего, замораживание их счетов.

По словам Евсеева, введением санкций иранскую ядерную программу остановить невозможно.

"Иран сейчас идет, скорее, по пути Японии, то есть он создает возможности для производства ядерного оружия, но не производит его, - сказал он. - Он создает технический потенциал, который может ему позволить это, а ограничить создание этого потенциала сейчас чрезвычайно сложно".

Ядерная программа Ирана вызывает озабоченность с 2003 года, когда МАГАТЭ стало известно о его скрытой деятельности. В конце 2003 года Иран подписал Дополнительный протокол к к Соглашению с МАГАТЭ о применении гарантий и добровольно объявил о приостановке работ по обогащению урана. Однако позже он вернулся к этой деятельности.

Обогащенный уран может использоваться для производства ядерного оружия. Вместе с тем, он необходим и как топливо для атомных электростанций. Ряд государств, в том числе США, уверены, что Иран стремится к созданию ядерного оружия и требуют предотвратить такое развитие событий. Иран утверждает, что как участник Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) он имеет полное право на использование ядерных технологий в мирных целях.

Евсеев считает, что Тегеран может принять решение о создании ядерного оружия в том случае, если у него будут серьезные опасения в области безопасности, например, обеспокоенность стремлением Запада сменить правящий режим в ИРИ.

"Если у Ирана будут серьезные опасения по поводу своей безопасности, то можно предлагать им что угодно, они все равно в итоге произведут бомбу, потому что только наличие ядерного оружия остановит Запад от вмешательства во внутренние дела страны", - сказал он.

По мнению эксперта, в настоящее время, учитывая последний доклад МАГАТЭ, нужно говорить уже о том, чтобы на территории Ирана построить предприятие по производству ядерного топлива.

"Если рассматривать вопрос с точки зрения ядерного распространения, то опасности такое предприятие не представляет, потому что для производства ядерного топлива нужно гексафторид урана перевести в форму оксида, чтобы изготовить таблетки, - сказал Евсеев. - Иран, по-видимому, уже обладает этой технологией, которая не настолько технически сложна и закрыта, чтоб Иран не смог ее реализовать".

Технология производства тепловыделяющих элементов (твэлов) или, как их еще называют, сборок (тепловыделяющие элементы собирают из таблеток), полагает он, также не является критичной в области ядерного распространения.

"При наличии согласия Запада, у создания такого предприятия на территории ИРИ есть целый ряд плюсов", - сказал Евсеев.

Во-первых, считает он, это предприятие может быть создано конкретно под АЭС "Бушер", то есть с помощью такого предприятия выводить какое-то количество НОУ можно будет не разово, как, например, для Тегеранского исследовательского реактора, а на постоянной основе.

Во-вторых, добавил эксперт, у России есть соглашение с Ираном о вывозе отработанного ядерного топлива после использования на Бушерской АЭС.

"При этом не оговорено, кто производит это топливо, - сказал Евсеев. - Предположим, если мы [Россия] изготовим твэлы, которые будут использованы в Бушере, после их отработки Россия имеет право вывезти их на территорию РФ, то есть они не останутся на территории Ирана и не станут потенциальной угрозой для выделения плутония".

В качестве третьего преимущества такого предприятия он назвал обеспечение контроля. "То есть мы ограничиваем производство НОУ и одновременно контролируем его расход", - сказал эксперт.

Евсеев считает, что реализация его предложения выгодна и для Ирана, потому что решается проблема, о которой постоянно говорит Тегеран, то есть необходимость в ядерном топливе.

"При этом Россия могла бы взять на себя проблему сертификации ядерного топлива", - сказал он.

По словам Евсеева, для одной ежегодной загрузки в реактор нужно 20 тонн НОУ, которых у Ирана нет. "Какой выход существует? Во-первых, можно в одну зону ядерного реактора загружать сборки от разных производителей, как это уже было отработано на Украине, когда американское топливо использовалось вместе с российским в одной активной зоне", - сказал он.

Кроме того, полагает Евсеев, можно предложить Ирану наработать урана на одну собственную загрузку, то есть Иран будет изготавливать топливо на предприятии, созданном Россией.

"Необходимо запустить процесс регулярного вывода НОУ из оборота и производства из него материала именно мирного использования, - сказал он. - Если мы этого не сделаем, то Иран будет накапливать все больше НОУ и в какой-то момент, когда он уже будет готов к производству ядерной бомбы, Тегеран может принять решение создать ее", - сказал он.

Обогащенный до 3 или 5 процентов уран используется в качестве топлива для атомных электростанций. Повторение процесса обогащения приводит к получению урана с более высокой степенью чистоты. Оружейный уран должен иметь 90-процентную чистоту. Длительный и дорогостоящий процесс получения высокообогащённого урана проводится только с одной целью - производство ядерных бомб.

Однако, отметил Евсеев, Запад не принимает его предложение о создании такого предприятия, потому что считает его односторонней уступкой, на которую он пойти не может.

"Поэтому мое предложение должно рассматриваться либо как пакетное, либо под уступки с иранской стороны, так как Запад не сможет на это пойти без предусловий", - сказал он.

Евсеев полагает, что заявления Тегерана по поводу необходимости в производстве собственного топлива для новых реакторов голословны, так как Иран в действительности не приступил к реализации своей программы по созданию дополнительных реакторов.

"Накопленные им запасы НОУ слишком малы для обеспечения собственной атомной энергетики, - сказал он. - Кроме того, на территории Ирана имеется слишком мало запасов природного урана, что тоже будет сдерживающим фактором. Иран не готов ни к созданию легководных ядерных реакторов, ни к их обеспечению ядерным топливом самостоятельно".

В середине апреля руководитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Ферейдун Аббаси сообщил, что Иран будет наращивать темпы обогащения урана до 20 процентов, чтобы в ближайшие несколько лет построить еще "четыре или пять" исследовательских реакторов, вырабатывающих медицинские изотопы.

Согласно предыдущему докладу МАГАТЭ, к концу февраля в Иране насчитывалось около 8 тысяч газовых центрифуг, используемых для обогащения урана, и было произведено 43,6 килограмма урана со степенью обогащения до 20 процентов, тогда как еще в июне 2010 года Иран сообщал о производстве 17 килограммов 20-процентного урана.

Первую партию собственного обогащенного урана в исследовательский реактор в Тегеране планируется загрузить в сентябре 2011 года.

Предлагаемый путь, по мнению Евсеева, заключается не в том, чтобы помочь Ирану обеспечить себя полностью топливом, так как это совершенно нереально, а в соучастии в этом процессе, но при условии использования накопленного НОУ.

"При таком подходе, наверное, можно было бы сдвинуть иранскую проблему с мертвой точки, потому что иначе мы сами загоняем ситуацию в угол", - сказал он.

Евсеев считает, что нарастание конфронтации, например, Ирана со странами Персидского залива, ухудшение ситуации в отношении Сирии и израильско-палестинский конфликт могут привести в какой-то момент к решению Ирана о создании ядерного оружия.

"Израиль нанесет удар по Ирану, потом втянутся США, и все в итоге скажется на такой стране, как Азербайджан, - сказал он. - К сожалению, этот сценарий реальный. Мое предложение позволяет выйти из того тупика, в котором оказался Запад".

Тэги:
Лента

Лента новостей