...

Азербайджан должен осуществлять культурную экспансию в страны Европы – заслуженный художник Азербайджана Ашраф Гейбатов

Интервью Материалы 28 января 2008 10:52 (UTC +04:00)
Азербайджан должен осуществлять культурную экспансию в страны Европы – заслуженный художник Азербайджана Ашраф Гейбатов

Азербайджан, Баку, 28 января /корр. TrendLife Эльдар Гусейнзаде/

На прошлой неделе заслуженный художник Азербайджана Ашраф Гейбатов преподнес в дар музею Независимости большое панно, посвященное событиям 20-го января. Сам художник уже много лет живет в Германии, где ведет активную творческую деятельность по пропаганде Азербайджана. Ашраф муаллим - активный член диаспоры. В Баку он бывает не так часто, как хотелось бы. Поэтому пока он был на родине, корреспондент TrendLife встретился с ним и побеседовал.

- Если не ошибаюсь, именно политолог Вафа Гулузаде побудил вас написать картину, посвященную двадцатому января...

- Расскажу вам предысторию создания этой работы. Как известно, после трагедии одиннадцатого сентября в Нью-Йорке я создал панно, посвященное событиям того дня. Это панно при помощи генконсулов России и США было передано в Нью-Йорк. Сейчас оно выставлено в Музее трагедии. Как-то Вафа Гулузаде спросил у меня, почему я не пишу об азербайджанской национальной трагедии. Это и подтолкнуло меня к написанию панно "20 января". Наш посол в Германии, уважаемый Парвиз Шахзбазов, увидев мою работу, решил, что лучше, если мы привезем ее в Баку, потому что она должна находиться именно здесь. При поддержке нашего посольства я приехал сюда, привез картину и 22 января официально передал ее музею Независимости. Я очень благодарен Вафе Гулузаде за то, что он со свойственной ему прямотой подтолкнул меня к созданию такого панно.

- Ашраф муаллим, вы все-таки художник-монументалист или просто столь большие работы лучшие в вашем творчестве?

- Нет, я художник-монументалист. Я приехал в Москву в 1980 году на московскую Олимпиаду и оформлял один из олимпийских объектов - Международный центр молодежной моды. С того времени жил в Москве. Работал у лучших московских монументалистов, приобрел опыт. У меня есть авторские объекты в Москве, в других городах бывшего Союза. В Баку в 1988 году я выполнил большое панно в сто двадцать квадратных метров на фабрике объемной пряжи.

- Говорят, что спустя двадцать восемь лет вам могут предложить оформить еще один спортивный объект, а именно Музей спорта.

- Да, я хотел бы, но решение еще не принято. Президент Азербайджана Ильхам Алиев издал указ о создании Музея спорта. На мой взгляд, это должно быть большое современное здание. Я думаю, многие наши ветераны спорта передадут туда на хранение свои медали, какие-то почетные грамоты. Например, я уже предварительно говорил с сыном известного в прошлом азербайджанского спортсмена Алкивиада Павлидия, который готов передать в музей спортивные награды своего уважаемого отца. Он гордость азербайджанского спорта

- Готовясь к интервью, я прочитал ряд статей о вас. Практически всюду пишут, что, несмотря на то, что вы уже много лет живете за рубежом, в своих работах сохраняете абшеронские мотивы.

- Конечно, ведь я азербайджанец. Я люблю Баку, свою родину, это идет из сердца. Я просто пишу то, что люблю: Абшерон, Азербайджан, его историю. Я пишу красочно. Стараюсь своим творчеством пропагандировать Азербайджан за рубежом.

- Трудно ли было вам на первых порах в Германии? Пришлось начать все заново?

- Я пятнадцать лет жил в Москве. На сорокалетие получил там звание. А в 1995 году переехал в Германию. Так вот, чтобы показать в Германии, на что я способен, пришлось начать все с нуля. В Москве у меня было определенное положение, место работы, большая мастерская, налажены связи. Но мы с женой решили пожить в сердце Европы. Мы переехали в город Кобленц. В дар городу я предложил огромную монументальную работу - настенное панно в 450 квадратных метров под названием "Симфония Райнольда Пфальца". Над этой стеной я работал полгода. В начале работы мэр города устроил большой праздник. А через полгода, уже по окончанию работы был организован еще один праздник. Одиннадцать раз немецкие газеты писали об этой работе, рассказывали, что азербайджанский художник пишет в дар городу настенное панно. Там я изобразил еще Девичью башню, наши национальные музыкальные инструменты, фрукты. То есть, старался переплести городские мотивы и свои родные. Сейчас в городе традиция: все туристы, приезжающие в Кобленц, фотографируются на фоне огромной росписи, где, если стоять на одном конце, не видно другого. Журналисты посчитали, что я стер об стену триста кистей...

- Вы также занимаетесь там общественной деятельностью...

- Я не считаю себя общественным деятелем. Так пишут, но повторяю, я не общественный деятель. Я просто по мере возможностей стараюсь помогать людям, которые обращаются ко мне. Если кто-то что-то делает не как художник, а просто патриот Азербайджана, я пытаюсь помочь ему, дабы быть полезным своей республике. Я считаю, что мой потенциал как художника и гражданина еще недостаточно использован. Это не общественная работа, а нормальное отношение к родине, которая тебя вырастила, кормила, воспитала. Не важно, где ты живешь, а важно, что твоя родина у тебя в сердце.

- В одном интервью вы сказали, что стараетесь активно развивать в Германии диаспору, но, тем не менее, она весьма пассивна.

- Я не могу говорить за всех, только за себя. Есть люди равнодушные к судьбе родины, а есть те, кто переживает за нее, стараются быть полезными. Я из тех, кто переживает и старается быть полезным. Сейчас в Германии живет около трехсот тысяч азербайджанцев. Из них половина иранские азербайджанцы, остальные - выходцы из Баку, из районов Азербайджана. Мы, азербайджанцы, - часть тюркского мира, но не могу сказать, что все там помнят родину. Я общаюсь там с теми, кто близок мне по духу.

- Но ведь, наверное, было бы лучше, если бы все действовали совместно, и тогда пропаганда Азербайджана велась бы сильней.

- Да. Мы говорим и должны говорить о сплочении и единстве нашей диаспоры. Ведь нам противостоит мощный враг - армянская диаспора, армянское лобби. Естественно, мы должны быть объединены. Хорошо, что создан комитет диаспоры, который помогает организационному объединению диаспоры. Этот процесс не так скор. У всех разные судьбы, разные мировоззрения, но думаю, что со временем результаты будут очень положительными. Мы работаем над этим, комитет диаспоры работает. Думаю, все-таки позитива пока больше.

- Нынешний год в Германии объявлен годом Азербайджана. Это наверняка поможет.

- Да. 2008-ой год объявлен годом культуры Азербайджана в Германии. Хочу заметить, что до сих пор в Германии проводился только год культуры России. Так что, нынешний год Азербайджана - это очень большой успех и заслуга азербайджанской дипломатии и в частности нашего посла Парвиза Шахбазова. Вы знаете, что везде проводятся дни или неделя культуры, и вдруг - год культуры. Это здорово. Я считаю, что Азербайджан должен осуществлять культурную экспансию в страны Европы. Азербайджан нуждается в том, чтобы о нем знали лучше и больше. Конечно, у нас в республике есть проблемы: коррупция, нищета, бывают случаи беззакония. Но покажите мне страну, где нет коррупции. Даже в благополучной Германии она есть. Вопрос только в масштабе. Все это мы должны исправлять и обсуждать только у себя в республике и ни в коем случае не выносить на международную арену. У нас достаточно много врагов, которые и без этого нас будут и поливать грязью, и ругать, и провоцировать. Задача азербайджанской диаспоры как авангарда азербайджанского народа способствовать пропаганде положительного имиджа Азербайджана за рубежом.

Лента

Лента новостей