...

Владимир Зельдин - 95 лет: интервью с Лауреатом Книги рекордов Гиннеса

Интервью Материалы 9 февраля 2010 18:07 (UTC +04:00)
10 февраля народному артисту СССР Владимиру Зельдину исполняется 95 лет, 65 из которых он провел на сцене Театра Российской армии. К юбилею Владимира Михайловича театр покажет новый спектакль-посвящение "Танцы с учителем" - ремейк легендарного "Учителя танцев", в котором мэтр вновь исполнит главную роль. Покорив не только сотни женских сердец, но, кажется, и само время, всенародно любимый Альдемаро предстанет перед зрителем в новом облике: Зельдин сыграет и станцует самого себя.
Владимир Зельдин - 95 лет: интервью с Лауреатом Книги рекордов Гиннеса

10 февраля народному артисту СССР Владимиру Зельдину исполняется 95 лет, 65 из которых он провел на сцене Театра Российской армии. К юбилею Владимира Михайловича театр покажет новый спектакль-посвящение "Танцы с учителем" - ремейк легендарного "Учителя танцев", в котором мэтр вновь исполнит главную роль. Покорив не только сотни женских сердец, но, кажется, и само время, всенародно любимый Альдемаро предстанет перед зрителем в новом облике: Зельдин сыграет и станцует самого себя. Корреспондент "Недели" Анастасия Яковлева побеседовала с артистом накануне премьеры.

- В спектакле "Дядюшкин сон" театра "Модернъ" вы произносите известную реплику "Муж в дверь, а жена в Тверь". А вы ведь и сами - тверской?

-Да, я родился в Козлове, теперь - Мичуринске, а детство прошло в Твери. Мы туда уехали, когда мне было года три. Поселились на Пролетарке - где текстильные фабрики стояли... Помню наш двор. Четырехэтажные дома, где жили инженеры, технические работники, забором заслоняли нас от окружающего мира. В этом дворе у нас и катки и горки были, всякие праздники, елки проходили. Но жили скромно: и с продуктами было сложно, пока не началась НЭП. Да, у меня возраст такой, что я много чего помню: Гражданскую войну, революцию, НЭП, коллективизацию, индустриализацию, Отечественную войну... В этом отношении, если говорить словами из песни, "мои года - мое богатство". Я считаю, все начинается с семьи, с климата в семье. У нас в семье детей было четверо: я, брат и две сестры, царствие им небесное. Отец - музыкант, мать - учительница. Отец не курил, не пил. И никогда не было высоких тональностей между родителями, споров громких, во всяком случае, я этого никогда не замечал... Всегда в доме звучала музыка, поскольку отец музыкант, дирижер, окончил Московскую консерваторию. Каждый из нас, детей, занимался на музыкальных инструментах. Я все попробовал: и рояль, и скрипку, и трубу; на трубе даже играл в оркестре Высшей пограничной школы под управлением Николаевского.

-Читала в ваших воспоминаниях, что в 15 лет вы принимали участие в параде на Красной площади?

-Да, мы к тому времени уже переехали в Москву. В нашей 502-й школе на Воронцовской улице, ее сейчас уже нет, был замечательный педагог - майор Хлевинский, преподавал нам военное дело. Он всех так увлек - причем не только ребят, но и заведующую школы, - что по решению отдела просвещения наша школа стала военизированной. Нам пошили форму, и мы участвовали в параде на Красной площади. Тогда еще суворовцев не было, мы были первыми и страшно участием в параде гордились. Многие из нас потом решили поступать в военное училище. Я тоже хотел, да вот со зрением были проблемы - уже тогда носил очки. Зато волею судьбы я поступил в Театральное училище при театре им. МГСПС.

-Параллельно с учебой в театральном училище вы занимались в манеже, и вам доводилось иметь дело с интересными людьми...

-В моей группе занимался Вася Сталин, сыновья Микояна - очень хорошие ребята были. Мы проходили верховую езду, препятствия, вольтижировку... Там я получил значок "Ворошиловский всадник". С благодарностью вспоминаю, что в школе (при училище) были кружки: драматический, танцевальный, столярный... Все ученики в свободное время были задействованы, заняты чем-то помимо уроков и подготовки.

-Какие у вас были отношения с Василием Сталиным - дружеские или чисто деловые по кружку?

-Мы просто занимались в одной группе: здравствуй - до свидания. Никакой дружбы не было. Я был постарше. Такой немножко рыженький, с веснушечками, в военной форме - простая гимнастерка, фуражка, погон не было тогда еще. Очень скромный. Приходил - занимался - уходил.

-Помните свое первое знакомство с театром? Когда пришли туда в качестве зрителя?

-В Твери на Пролетарке был клуб, где крутили кинофильмы, в том числе иностранные. Мы ходили смотреть приключенческие картины. Это был и кинотеатр, и театр. Сюда на гастроли приезжали антрепризные труппы (в Твери не было своей драматической труппы). Папа дирижировал оркестром перед спектаклями, в антрактах. Я помню "Проделки Скапена" Мольера и "Ревизора" Гоголя. На меня, маленького мальчика, все это произвело большое впечатление - очень были зрелищные спектакли. Потом, когда я уже переехал в Москву, в школьные годы в театры не ходил - только в кинематограф, а телевидения как такового и не было. Много занимался спортом: лыжи, коньки - все было самодельным, денег на заводские не было. В театр я начал ходить только после поступления в театральное училище. Студенты могли бесплатно на галерке размещаться. Театральная жизнь была очень бурной. Так как школа была при театре, мы уже были в этой атмосфере, в массовых сценах участвовали, эпизодах, видели непосредственно репетирующих и играющих актеров, их отношение к театру.

-Какой у вас костюм красивый висит в углу...

-Это костюм из "Учителя танцев", жилетка и рубашка. Премьера спектакля состоялась в 1946 году, сразу после войны. Спектакль вошел в историю театра, сыграл я его более 1000 раз, шел более 40 лет, пользовался огромным успехом. После войны публика истосковалась по любви, красоте, той стихии, которая есть в произведениях Лопе де Вега - ведь это прекрасный романтический мир! Люди пришли в театр, а там эта музыка Крейна, красивые декорации, костюмы, прекрасные стихи, любовь - для них это все было необыкновенным счастьем, радостью.

-Как родилась идея воссоздать спектакль сегодня?

-Этот спектакль - посвящение единственному в мире военному Театру Красной армии. А также посвящение актерам, которые создали славу этому театру, великим мастерам, которые ушли... И, конечно, поскольку мне исполняется 95, это событие связано и с моим юбилеем. На 90-летний юбилей Юлий Гусман подарил мне спектакль "Человек из Ламанчи", а сейчас он же сделал подарок, возродив "Учителя танцев". Не хочу хвастать, но я не знаю в истории театра других примеров, когда актер в моем возрасте может выдерживать такую психофизическую нагрузку. Если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал. Я могу выходить на сцену, никто меня под ручки не ведет, я не забываю текст, не падаю... (Стучит по деревянному стулу, на котором сидит.) Конечно, работа идет очень трудно: финансовые проблемы, проблемы с декорациями, костюмами, со временем. Но я думаю, мы успеем - премьера назначена на 14 февраля.

-Чем отличается ваша новая роль от роли Альдемаро в "Учителе танцев"?

-На этот раз я играю самого себя. В память о своих коллегах, товарищах, из которых остался один... Являюсь своего рода режиссером-постановщиком этого спектакля "Учитель танцев", который был легендой, когда еще театром руководил Алексей Дмитриевич Попов - ученик Станиславского и Немировича-Данченко. Попов считал, что спектакль этот - дань тем, кто участвовал в Великой Отечественной войне, и тем, кто с нее не вернулся. У нас вообще уникальный театр, как вы знаете: здание в форме пятиконечной звезды, большая сцена, зрительный зал, фойе, все проникнуто особенным духом... Я вот в этой гримуборной уже 65 лет сижу, понимаете? Ведь это вся жизнь. Попов говорил, что "театр об армии и для армии" должен быть с очень обширным репертуаром, здесь должна быть и военная тематика, и современная, русская и зарубежная классика, и музыкальный театр. Театр большой, 2500 мест. У нас прекрасный оркестр был, шли такие музыкальные спектакли, как "Укрощение строптивой", "Учитель танцев", "Ринальдо идет в бой", "Раскинулось море широко", "Стрекоза"... Наши актеры великолепно владеют вокалом, хорошо двигаются. Но время идет, меняется эстетика, руководители меняются, финансовые возможности уже не позволяют содержать такой великолепный оркестр. Теперь вместо него звучит фонограмма - это, конечно, совершенно другое...

-А зритель сегодня тоже другой?

-Раньше зрители ходили в театр, и это было для них величайшее событие. Одевались нарядно - это если смотреть с внешней стороны. А сейчас с работы прибегают в чем есть... Потом, нравственная сторона нашей жизни опустилась катастрофически низко. Деньги вышли на первый план. "Золотая лихорадка" охватила большую часть людей, это ужасно. Но я играю уже пятый сезон "Человека из Ламанчи" - и у меня театр переполнен, потому что это спектакль о человечности, красоте, милосердии, нравственности, о том, что человек не может убивать человека, и так далее. Зритель очень тепло принимает спектакль, понимает его так, как мне бы хотелось, чтобы он его понимал.

-Как меняется театральный мир?

-Я консерватор, люблю старые театры и не понимаю так называемые новации, когда наших классиков уважаемых режиссер в своей фантазии видит в некоем новом решении. Хотя это режиссеры одаренные, талантливые, просто я этого не понимаю. Я смотрел в "Современнике" "Антония и Клеопатру" великолепного режиссера Кирилла Серебренникова. Очень талантливо, но с Шекспиром я ничего общего там не увидел. Интересно, каков вообще предел человеческой фантазии: там Чечня, они носят униформу боевиков...

-Что скажете насчет современных сериалов?

-Я их тоже не смотрю. Вообще телевизор очень редко смотрю. Времени нет совершенно. Я знаете что мечтаю сделать? Опять же не хочу загадывать (снова стучит по стулу), но хочу поставить еще один, последний новый спектакль - монолог старого актера. Моноспектакль. Ну, надо еще дожить до этого, посмотрим.

-Недавно в ЦДЛ состоялся творческий вечер народного артиста СССР Алексея Баталова и писателя Михаила Ардова - вы на нем рассказывали о встрече с Анной Ахматовой. Расскажите и нам.

-Нина Антоновна Ольшевская, мама Алеши Баталова, работала тогда в нашем театре. Анна Ахматова в тот период приехала в Москву, и она ее пригласила на спектакль "Учитель танцев". Я об этом не знал. В антракте мне Нина Антоновна говорит: "Володь, Анна Ахматова к тебе". И она заходит - величественная женщина, я даже обалдел, чуть сознание не потерял. А она вошла, прислонилась к этому косячку (показывает), внимательно на меня смотрела, произнесла может быть всего одну-две фразы, а так только смотрела на меня. Удивительная, красивая женщина! И как раз это было то время, когда на них с Зощенко травля началась...

-Ольга Богданова (народная артистка России, актриса ЦАТРА) в одном из интервью сказала: "Мне жаль тех женщин, у которых в жизни не было Зельдина". Какие отношения складывались у вас с партнершами по сцене?

-Режиссер Театра им. МГСПС (ныне им. Моссовета) Любимов-Ланской, когда давал мне диплом, говорил: "Володя, у тебя редкое амплуа: ты лирический любовник". И в продолжение своего творческого пути мне все время приходилось объясняться в любви. У меня были прекрасные партнерши. Любовь играть на сцене очень трудно. Я отыскиваю для себя в партнерше черты, которые меня увлекают: улыбка, глаза, брови, прическа, как она одета... У меня всегда это состояние влюбленности, которое дает мне дополнительную энергию. Горький в пьесе "Яков Богомолов" сказал: "Женщина - это стержень нашей жизни, соль земли. От женщин все племена и народы". А когда мне Дульсинея в "Человеке из Ламанчи" говорит "вы ничего не понимаете в женщинах", Дон Кихот отвечает: "Я все понимаю. Женщина - это душа мужчины, его слава, яркий луч, озаряющий его путь". Дон Кихот в этой простушке с постоялого двора видит прекрасную женщину, в которую она потом вырастает под его влиянием.

-Можете выделить кого-то из современных молодых актеров, кто мог бы сравниться с мастерами вашей юности?

-Сейчас очень много талантливой молодежи. Я скажу только о тех, кого знаю лично или с кем играл на сцене. Это Саша Домогаров ("Деревья умирают стоя", "Дама с камелиями") - я считаю, он правильно сделал, что ушел в Театр Моссовета и на Малой Бронной в свое время сыграл в прекрасном спектакле ("Нижинский, сумасшедший божий клоун" )... Еще Владимир Машков ("Табакерка")... Олег Меньшиков - прекрасный, очень одаренный артист, моноспектакль у него чудесный ("1900"), Чацкий в "Горе от ума"... Сережа Безруков... Я надеюсь, меня простят те, кого я забыл упомянуть!

-Удается ли вам отдохнуть? Выбираетесь летом на природу?

-Сейчас свободного времени абсолютно нет. Когда еще не было всей этой суеты с подготовкой к юбилею, были просветы в графике, могли провести время в Серебряном Бору, жили там какое-то время. Как только началась эта подготовка - пришлось уехать. Ну и, конечно, спектакли никто не отменял. Казалось бы, ездить недалеко, но на дорогах постоянные пробки - это утомительно. Надеюсь на март: кончится эта круговерть, выделю себе хотя бы 10 свободных дней, отдохну.

-Какой ваш любимый праздник?

-День Победы.

-Как вы считаете, в чем признак зрелого ума в человеке?

-Накопление жизненного опыта плюс образование, пусть даже самое элементарное. В человеке должна быть потребность, тяга к культуре, любознательность.

-В правительстве уже не в первый раз поднимается вопрос о возможности повышения пенсионного возраста. Как вы относитесь к такому решению?

-Это индивидуально. Человек и в расцвете сил может чувствовать себя физически слабым, неработоспособным. А другие в это время навсегда остаются молодыми в душе. У меня - пенсионный, уже даже послепенсионный возраст, но я же работаю! Четыре спектакля, репетиции, концерты, творческие встречи. Это не просто, да... Главное - не растрачивать жизнь по пустякам. Даже выбирая сложную профессию (в любой области - опера, балет, цирк...), во всем нужно соблюдать чувство меры. Когда человек сходит с дистанции раньше времени, это говорит о том, что он не подготовился к марафону. А к таким вопросам надо подходить рационально. В спектакле "Человек из Ламанчи" Дон Кихот очень просто говорит: "Вдохни всей грудью живительный воздух жизни и задумайся над тем, как должен ты прожить ее".

Лауреат Книги рекордов Гиннеса

Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Народный артист СССР (1975), лауреат Государственной премии СССР (1951). В 2005 году вышла в свет его книга мемуаров "Моя профессия - Дон Кихот". Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннесса как единственного в мире артиста, выходящего на сцену в столь почтенном возрасте.

Первый раз Зельдин женился в 24 года на актрисе Люсе Мартыновой, когда работал в Театре транспорта. У супругов родился сын, который погиб во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Второй супругой Зельдина стала актриса Центрального театра Советской Армии Генриетта Островская (играла служанку Лисену в "Учителе танцев"). Прожили они вместе 15 лет, она рано умерла. Третья жена - Иветта Евгеньевна Капралова. Вместе они уже более 45 лет.

Источник: www.inedelya.ru

Лента

Лента новостей