...

Удивительные таланты! Кянан Гасангулиев – воин, творящий из глины: "Многие считают меня сумасшедшим" (ФОТО)

Интервью Материалы 14 декабря 2018 15:28 (UTC +04:00)
Слышу звон мечей и щитов, стрельбу и топот коней, восклики победителей и стоны умирающих, и даже чувствую запах крови.
Удивительные таланты! Кянан Гасангулиев – воин, творящий из глины: "Многие считают меня сумасшедшим" (ФОТО)

БАКУ /Trend Life/ - Представляем читателям Trend Life новый проект "Удивительные таланты рядом", главная цель которого - показать не известных широкой общественности талантливых и интересных людей, которыми так богата наша земля.

Наш нынешний собеседник 30-летний художник, скульптор и чемпион мира по каратэ Кянан Гасангулиев – очень амбициозный человек, который в своем творчестве поражает своими военно-историческими, батальными рельефными панорамами, созданными из глины, которые затем переводятся в бронзу. Интересно, что для Турции он разработал три больших панорамы. Более того, многие бакинцы и зарубежные гости любят фотографироваться в Ичери шехер с небольшими скульптурами Мешади Ибада и бабушки, но мало кто знает, что именно Кянан является их автором. Об этом и многом другом в интересном интервью.

- Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность — необходимый компонент пластического творче­ства, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. И как же удается передавать или создавать такие произведения?

- Мне очень нравится создавать батальные сцены, военно-исторические произведения – это отражает мой внутренний мир, когда вживаюсь в каждый образ, ставлю себя на место своего персонажа, пропуская через себя его эмоции. Например, один воин с мечом или другим оружием атакует – в его глазах ярость, отождествление мощи и стремление уничтожить соперника. А что чувствует обороняющийся – безысходность, страх или желание дать достойный отпор и повергнуть нападающего? Все переносится перед глазами, я живу там – в этих битвах, сам участвую в сражениях, слышу звон мечей и щитов, стрельбу и топот коней, восклики победителей и стоны умирающих, и даже чувствую запах крови. Все эти чувства живут в моей душе и находят отражения в произведениях. В такие моменты, когда я работаю, никого и ничего не слышу, отрешен от мира, нахожу душевное равновесие и творческий порыв. Я часто разговариваю со своими героями произведений, внешне выражаю эмоции, и многие считают меня даже сумасшедшим (смеется). Но это единственное состояние моей творческой сущности – когда мир замыкается только в одном пространстве моей мастерской, панорамы или скульптуры. Признаться честно, я чувствую, что когда-то жил в те времена, был воином и все эти события мне очень близки. Я должен жить создаваемым произведением и когда мне поступают заказы, но я не чувствую эмоциональной составляющей, отказываюсь от них.

- И поэтому с детства занимались восточными единоборствами, в частности, каратэ?

- Действительно, так и есть. Был членом сборной Азербайджана, а свой первый Кубок мира взял в 18 лет в Швеции, а через пять лет в Украине, был дважды вице-чемпионом мира в Турции, призером международных соревнований, неоднократно побеждал в национальном первенстве. А еще я занимался альпинизмом, боксом и тхэквондо. Но травмы помешали мне развить карьеру, да и стоял перед выбором – спорт или творчество. С детства у меня была необычайная любовь к изобразительному искусству, которое передалось мне от родителей-художников Ильгара и Кямали Гасангулиевых. Они познакомились во время учебы в художественном училище имени Азима Азимзаде и создали семью. Мой старший брат Вугар – тоже скульптор. В школе всегда сидел на последних партах и всегда что-то рисовал, не любил учиться (смеется). Даже когда учитель что-то рассказывал, я смотрел на него и рисовал его портрет, просил друзей и близких позировать мне. Рисовал, рисовал, рисовал… Отец, увидев мои исписанные тетради и листы дома, в 9 лет отвел меня к своему перовому учителю Гаджи Меликову. В 15 лет поступил на факультет керамики училища имени Азима Азимзаде, но меня всегда влекло искусство скульптуры, и поэтому постоянно посещал мастерские по этой специальности. В 19 лет поступил на факультет скульптуры Академии художества, окончил магистратуру и бакалавра. За эти годы часто был за границей и везде в первую очередь стремился посетить музеи, внимательно смотрел на архитектурные произведения различных городов, впитывал в себя все многообразие этой сферы.

- А как получилось, что из Турции обратились только к тебе, совсем еще молодому и неизвестному скульптору. Причем, даже есть три крупных заказа - расскажи о них.

- Мои работы – небольшие скульптуры в рамках различных экспозиций выставлялись в Будапеште, Праге, Милане, Страсбурге и Дубае. В 2016 году в родном селе Сараи государственного деятеля, академика Вели Ахундова был установлен его памятник – это стало моей первой большой работой. Не знаю, когда и где меня заметили, но в Турции был объявлен конкурс на создание панорамного барельефа, посвященное взятию столицы Византийской империи Константинополя турками-османами под предводительством султана Мехмеда Фатиха в 1453 году. Это была грандиозная битва, победа в которой обеспечила туркам господство в бассейне Восточного Средиземноморья. Город оставался столицей Османской империи вплоть до её распада в 1922 году. Впоследствии город был переименован в Стамбул. Было отправлено приглашение многим скульпторам. Как правило, на такие конкурсы посылаются эскизы небольших размеров. Я же две ночи не спал и сделал эскиз на бумажном полотне в карандаше в натуральную величину 20 на 3 метра со всеми образами - Мехмед Фатихом, воинами, кораблями, лошадьми, пушками, крепостными стенами. А также приготовил макет из пластилина в два метра. Интересно, что это было также моей дипломной работой в вузе. Жюри единогласно выбрало мою работу! Я принялся за работу, часть которой была сделана в Анкаре, а часть в Баку, которая затем на больших автомобилях перевезена в Турцию.

Второй работой стала рельефная панорама 12 на 3 метра, повествующая о героизме легендарного тюрка-огуза Куршада (Гюршад) и 40 его воинах, которые в средние века атаковали дворец китайского императора, чтобы вызволить своих друзей, попавших в плен. Они не могли жить на свободе, зная, что их друзья мучаются в плену. Вот такие были люди! Всего 40 воинов разгромили тысячное войско китайского императора, но сами стали шехидами. А китайский император был так напуган, что отпустил всех тюрок-огузов из плена. Эту работу я уже почти закончил.

А третья работа 12 на 3 метра посвящена исторической битве при Чанаккале - одного из самых масштабных и кровопролитных сражений времен Первой мировой войны 1915-1916 годах. Сражения происходили как на суше, так и на море. Весь мир стал свидетелем героического противостояния турецких войск в битве за Чанаккале, где Мустафа Кемаль Ататюрк заставил войска союзников признать Дарданеллы неприступными. В этом сражении принимали участие и тысячи азербайджанских воинов. Битва при Чанаккале является в некотором роде возрождением турецкой нации. И в этом произведении отражены ключевые моменты и образы этой битвы.

- Здорово! А будут ли работы, посвященные Карабахской войне и отваге наших воинов и шехидов.

- Я очень люблю Азербайджан и готов в любой момент как воин отдать свою жизнь во имя родной земли. Моя работа на защите бакалавра была посвящена кровавым событиям в Баку 20 января 1990 года, которая является и славной страницей нашей истории и азербайджанского народа в борьбе за независимость. Сейчас также работаю над скульптурой, посвященной жертвам Ходжалинского геноцида. А также планирую создать серию работ, посвященную героям Карабахской войны и апрельских событий 2016 года. Я бы очень хотел, чтобы в Баку был создан парк в честь национальных героев, где были бы установлены их бюсты. И еще множество произведений предстоит создать, чтобы весь мир видел героизм и славную историю нашего народа.

- Каждому человеку Всевышний дает талант, но именно от него самого зависит, как он его использует и во благо чего.

- Да, я чувствую это! Я открыл свою мастерскую, где фактически живу, бывает, работаю несколько дней подряд и сплю по 3-4 часа в сутки. Даже с карандашом в руке засыпаю (смеется). Отец говорит, что скоро точно сойду с ума (смеется). Но это реально так, если день не буду работать и мои руки не прикоснуться к глине – точно могу сойти с ума (смеется). Как-будто тороплюсь что-то сделать, оставить после себя ценное, хотя многие говорят, мол, ты еще молод и все впереди. Но я так не считаю, и хочу вписать свое имя, как бы это громко не звучало, в историю мирового скульптурного искусства.

- Быть амбициозным – это очень хорошая черта, способствующая развитию человека, достижению поставленных целей. Есть ли у тебя кумиры в искусстве скульптуры или примеры для подражания?

- История знает немало выдающихся скульпторов, в том числе и в Азербайджане. У каждого можно многому научиться, но я выбрал свой путь и знаю, чего хочу в этой жизни, ступенька за ступенькой, как альпинист – камень за камнем, иду к поставленной цели, к вершине. С каждым из скульпторов, будь он из прошлого или настоящего, я веду внутреннюю конкуренцию, стараюсь быть лучше и оставить свое имя в этой истории. Я вижу себя на вершине! Конечно, этот путь очень труден, но я уверен в себе и своих силах. Вся моя жизнь связана с творчеством, а талант, данный мне Всевышним, я всегда буду использовать во имя Азербайджана!

(Автор: Вугар Иманов)

Тэги:
Лента

Лента новостей