...

Транскаспий как пятый элемент

Исследования Материалы 14 марта 2011 12:06 (UTC +04:00)

Развитие и благосостояние Туркменистана как страны, обладающей богатыми углеводородными ресурсами, во многом зависит от разработки и транспортировки их на внешние рынки. Недавний визит главы Еврокомиссии Баррозу в Ашхабад с целью заручиться поддержкой в долгосрочных поставках туркменского газа для проекта Набукко дает Туркменистану хорошую возможность для получения многомиллиардных прибылей взамен на обеспечение природным газом европейских стран. А газ, судя по всему, Европе в скором времени понадобится, несмотря на нынешнюю насыщенность рынка и падение спроса, основной причиной которого стало сокращение промышленных продаж - результат мирового экономического кризиса. Это, по мнению экспертов Eurogas, произойдет в результате ожидаемого к 2015 году нового роста спроса на фоне сокращения внутренней добычи, что приведет к еще большей зависимости от импорта. Внутренняя добыча газа в 27 странах Евросоюза, по оценкам Eurogas, сократилась в 2009 году на девять процентов - до 182 миллиардов кубических метров. Согласно докладу "Приоритеты энергетической инфраструктуры на 2020 год и после - программа по интегрированной европейской энергетической системе", опубликованному в конце прошлого года, доля импортируемого в ЕС газа к 2020 году будет достигать 73-79 процентов от общего потребления, а к 2030 году составит 81-89 процентов.

Туркменистан, устами своего лидера, заявил о том, что готов обеспечить поставки своего газа в любом направлении не за счет сокращения поставок в другом, а за счет "адекватного увеличения объемов добычи природного топлива как из уже разрабатываемых, так и вводимых в эксплуатацию новых месторождений". По данным ВР, Туркменистан обладает доказанными запасами газа в размере 8.1 триллиона кубических метров или 4,3% мировых запасов. По другим данным (Туркменгеология), их минимум в три раза больше.

По данным EIA, объемы газа, добываемого в регионе Центральной Азии, увеличиваются в среднем на 1% в год. В 2007 году эта цифра составляла 174 миллиарда кубических метров, и к 2035 году добыча достигнет 234 миллиардов. Большая часть роста добычи придется на Туркменистан, чья доля в 2007 году уже составляла 70 млрд. куб. м, или 40% от общего объема.

Резкое, почти в два раза, падение добычи в 2009 году было связано с попыткой России, которая получала более 85% всего туркменского экспортного газа (12-13% получал Иран) снизить цену и уменьшить ранее законтрактованные объемы. В результате экспорт туркменского газа в Россию снизился с 45 млрд. куб. м в 2008 году до 11 млрд. в 2009 году.

В настоящее время Туркменистан экспортирует газ по трем основным направлениям: в Россию, Иран и Китай. В перспективе экспорт в Индию и Европу, и, таким образом, круг диверсификации экспортных маршрутов замыкается, охватывая все возможные направления: Иран как крупная региональная держава, три страны BRIC, и Европа.

В Россию газ транспортируется по газопроводу Средняя Азия-Центр (САЦ) пропускной способностью до 80 млрд. куб. м в год. Со временем мощность снизилась до 40-50 млрд., требуется реконструкция. Сейчас САЦ работает не в полную мощность.

В конце 2009 года была введена в эксплуатацию первая линия газопровода Центральная Азия-Китай, в октябре 2010 года - вторая. Максимальная проектная мощность 40 млрд. куб. м в год. По сообщению китайской национальной компании CNPC, к середине февраля 2011 года Китай получил по этому газопроводу 5,8 млрд. куб. м туркменского газа. В 2011 году CNPC планирует импортировать 13 млрд. куб. м.

Экспорт газа в Иран осуществляется по двум магистралям: Корпедже-Курт-Куи мощностью до 8 млрд. куб. м в год, и Довлетабад-Сангбаст с пропускной способностью 6 млрд. куб. м в год. Оба газопровода имеют потенциал для увеличения мощности.

В 2010 году, по заявлению вице-премьера Баймырата Ходжамухаммедова, Туркменистан экспортировал в Россию 10 млрд., в Иран 12 млрд., и в Китай 4 млрд. куб. м газа.

Проект Транскаспийского газопровода впервые официально увидел свет после подписания 29 октября 1998 года между президентами Турции и Туркменистана рамочного соглашения о реализации проекта газопровода Туркменистан-Турция-Европа. Согласно документу, туркменская сторона обеспечивала объемы газа в размере 30 миллиардов куб. м в год, из которых 16 млрд. получала бы Турция, а оставшееся количество Европа.

21 мая 1999 года между турецкой компанией BOTAŞ и правомочным органом с туркменской стороны было подписано соглашение о купле-продаже природного газа, действительное в течение 30 лет.

В ноябре 2010 года президент Бердымухаммедов сделал публичное заявление о том, что твердо убежден: для реализации трубопроводных проектов по дну Каспия достаточно согласия тех стран, через участки морского дна которых будут пролегать трубопроводы, имея в виду, что необязательно дожидаться окончательного решения о статусе Каспия всеми прибрежными странами. Туркменистаном также заявлено о готовности снабжать проект Набукко в ежегодном объеме до 40 миллиардов кубометров газа, из которых 10 миллиардов может обеспечить работающая на морском блоке Туркменистана малазийская Petronas, а остальной объем может быть обеспечен за счет строящегося газопровода Восток-Запад.

Прямых договоренностей по прокладке 300 километрового трубопровода по дну Каспия из Туркменистана в Азербайджан пока нет, но международную конференцию в Ашхабаде по обеспечению экологической безопасности при освоении и эксплуатации углеводородных ресурсов Каспия можно считать первым практическим шагом в реализации проекта. Именно так высказался президент Туркменистана в своем послании 3 марта участникам другой международной конференции в Сингапуре - "Нефть и газ Туркменистана-2011".

Строительство всего лишь одной трехсоткилометровой экспортной трубы может изменить всю дальнейшую конъюнктуру международного нефтегазового рынка - начиная от цен на газ, и заканчивая созданием прецедента для реализации других транскаспийских проектов, например, нефтепровода Казахстан-Азербайджан. Создается уверенное впечатление, что главной целью европейцев было получить в качестве основной сырьевую базу Туркменистана, а вовсе не Азербайджана и не Ирака, как об этом заявляли различные официальные лица. Азербайджан и так ориентирован на поставки своих энергоресурсов в западном направлении, а Ирак с нерешенностью своих внутренних проблем выбивается из ряда надежных партнеров. Получив стабильный и долговременный, на десятилетия, источник поставок газа из Центральной Азии, Европа во многом снимает остроту волнующего ее вопроса энергетической безопасности.

Последние события, которые привлекли внимание, и подтверждают серьезные намерения Туркменистана продавать свой газ в Европу, это подписание 1 марта кредитного соглашения о предоставлении Государственным банком развития Китая 4 миллиардов долларов госкомпании "Туркменгаз" на реализацию второго этапа промышленного освоения месторождения Елотен, запасы которого, по данным международных экспертов, составляют от 4 до 14 триллионов, а по оценкам туркменской стороны - 21 триллион кубических метров газа. Наряду с этим, туркменские СМИ сообщили о начале строительства западного участка магистрального газопровода Восток-Запад. Этот газопровод мощностью 30 миллиардов кубометров в год доставит газ из крупнейших месторождений на востоке страны, включая Елотен, на побережье Каспия. Отсюда газ может быть направлен как на север вдоль побережья с подключением к магистрали Средняя Азия-Центр, так и в Азербайджан по Транскаспийскому газопроводу, и далее в Турцию и Европу.

В цепочке Туркменистан-Азербайджан-Турция-Европа не хватает одного звена. Транскаспийский газопровод, как тот самый недостающий элемент из знаменитого фильма Бессона, мог бы активизировать эту цепочку и сделать ее функциональной. По всей вероятности, он будет построен, если не возникнет какой-либо чрезвычайной ситуации, например, внезапного ухудшения политической ситуации в Туркменистане с дальнейшей сменой власти и изменением внешнеполитического курса.

Лента

Лента новостей