...

Актуальные темы недели в Азербайджане (17-21 декабря)

Исследования Материалы 24 декабря 2012 11:47 (UTC +04:00)

Удачная покупка Нефтяного фонда Азербайджана

Сказал - сделал. Именно так можно охарактеризовать первую сделку Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР) по покупке недвижимости за рубежом.

ГНФАР приобрел недвижимое имущество в Лондоне на сумму 177,35 миллиона фунтов стерлингов, говорится в сообщении, распространенном фондом в понедельник. Это - офисный комплекс в Лондоне в районе West End по адресу: Сейнт Джеймс, 78.

Сразу же отметим, что эта недвижимость отвечает тем условиям, согласно которым ГНФАР в рамках инвестиционной политики может инвестировать в активы за рубежом. Как неоднократно отмечали в фонде, ликвидность приобретаемого имущества должна быть высокой, цена и доходность - стабильной. За основу ставили наличие долгосрочного договора об аренде, расположение в деловых центрах городов, отличное состояние, обеспечение современной техникой и другие условия.

Так, здание, построенное в 1845 году, было отремонтировано в 2003 году и полностью приведено в соответствие с офисными зданиями типа "А" с условием сохранения исторического фасада. Общая площадь здания составляет 11018 квадратных метров. Здание сдано в аренду HSBC Bank до 2023 года с годовой платой за аренду в 9,65 миллиона фунтов стерлингов при доходности 4,5 процента годовых. В настоящее время банк использует это здание в качестве головного офиса HSBC в Великобритании.

По рейтингу журнала Forbes 2011 года банк HSBC является крупнейшей (по капитализации) компанией в Европе и второй в мире. И то, что в приобретенном ГНФАР здании, расположился один из крупнейших финансовых конгломератов мира, придает покупке компетентности.

В качестве продавца выступила не менее компетентная компания RREEF Real Estate, занимающаяся инвестициями в недвижимость в секторе управления средствами Deutsche Bank. Доверия внушают и выбранные Госнефтефондом юридический консультант Clifford Chance, а в качестве брокера - Jones Lang LaSalle. По данным рейтингов мировых юридических фирм британская Clifford Chance занимает третье место по доходу (2340,5 миллиона долларов) и второе место в мире по штату юристов (2837). Что касается последней, то эта компания является одним из лидеров рынка услуг в области управления корпоративной недвижимостью и имеет портфель в 130 квадратных метров по всему миру.

Удачной эту покупку можно назвать и с той точки зрения, что согласно недавнему исследованию старейшей на мировом рынке риэлторских компаний британской Savills, цены на недвижимость в Лондоне вырастут более чем на 25 процентов в ближайшие пять лет. Наибольший рост цен (25,6 процента) произойдет в престижных центральных районах Вестминстере, Кенсингтоне и Челси - во многом, благодаря интересу покупателей из-за рубежа. Ожидается, что стоимость аренды в Лондоне тоже вырастет на 26,4 процента в ближайшие пять лет. Лондон намного опередит другие регионы страны по росту цен на недвижимость. В целом, стоимость недвижимости в Великобритании вырастет не более, чем на 14,7 процента.

Таким образом, сделав первый удачный шаг в приобретении недвижимости в Европе, Госнефтефонд продолжит свою практику и на рынках недвижимости в других странах. Следующими странами для инвестирования активов могут стать Россия и Турция, как страны с крупным рынком капитала и большим удельным весом в торгово-экономических отношениях с Азербайджаном. Кстати, валютами этих стран ГНФАР уже обзавелся. Фонд также рассматривает для инвестирования объекты недвижимого имущества в Париже, Риме, а также в Сингапуре, Малайзии и Индонезии. Глобальный экономический кризис существенно "обесценил" недвижимость в Нью-Йорке, сделав ее также привлекательной для покупки.

Главным критерием ГНФАР в осуществлении инвестиций подобного типа является получение в последующие годы высоких стабильных доходов. Следует отметить, что уровень доходности ГНФАР за 12 лет своей деятельности не превышает четырех процентов, более того, после 2009 года наблюдается падение его уровня. Это связано с тем, что практически с момента своего создания фонд инвестирует большую часть своих накоплений в облигации, доля которых в инвестиционном портфеле ГНФАР превышает 90 процентов. И если даже большая часть их - это корпоративные ценные бумаги, которые по степени надежности ничуть не уступают государственным облигациям ведущих стран мира, доходность по ним все же уступает инвестициям в недвижимость. Как говорится в сообщении Нефтяного фонда, доходность от недвижимости в Лондоне составит 4,5 процента годовых.

Следовательно, если с первых лет своей деятельности до сегодняшних дней ГНФАР увеличил объем активов в 120 с лишним раз, то диверсификация инвестиционного портфеля фонда, позволит увеличить этот показатель многократно. Впервые с этого года в инвестиционной политике Нефтяного фонда определен максимальный объем портфеля в акциях, а золото и недвижимость и вовсе являются новыми направлениями для инвестиций фонда.

"Большая хирургическая операция" иранской экономики

В декабре 2010 года в экономике Ирана произошло запоминающееся событие. Так, президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад объявил о начале реализации проекта реформ субсидирования (ликвидация адресных субсидий), и назвал это "большой хирургической операцией" для ослабевшей экономики Ирана.

В своем выступлении на телевидении Ахмадинеджад сказал, что ликвидация субсидий в Иране послужит обеспечению социальной справедливости в стране, укреплению экономики и борьбе с коррупцией. Этот проект реализуется уже два года, и за это время произошло много событий.

Еще в 2008 году президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад представил парламенту план по ликвидации субсидий для энергетического сектора страны, и предоставлению подушной соцпомощи в размере 50-70 долларов (затем эта сумма была снижена до 37 долларов) для 70-миллионного населения Ирана, однако парламент не принял этот план из-за возможности инфляции.

Помимо этого, в своих выступлениях в парламенте министр экономики Шамсаддин Гусейни также отметил важность ликвидации на тот период 50-миллиардных субсидий для энергетического сектора.

Правительство Ахмадинеджада ликвидацией субсидий надеялось сократить государственные расходы. Однако за этот период государственные расходы не только не уменьшились, но, можно сказать, и возросли.

Согласно информации иранского агентства İLNA, Центр исследований иранского парламента в своем последнем октябрьском отчете заявил, что потенциальная производственная мощность страны по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 50,2 процента, а число компаний, действующих в производственной сфере, сократилось на 40,3 процента.

Согласно информации, несмотря на то, что Центральный банк Ирана объявил инфляцию на уровне 26 процентов, эксперты считают, что уровень инфляции в стране сейчас находится на уровне 30 процентов. Уровень ликвидности с 253 миллиардов долларов в 2011 году повысился до 326 миллиардов долларов. Уровень безработицы в сельском хозяйстве повысился до 20,3 процента, в промышленности - до 32,4 процента, а в сфере услуг - до 47.3 процента. Все это, а также дефицит бюджета в 23 миллиарда долларов, направление нефтяных доходов на покрытие бюджетных расходов, прекращение субсидирования производственного сектора можно считать "подарком" иранской экономике, связанным с ликвидацией субсидий.

Может быть, именно из-за этого парламент принял решение в связи с остановкой реализации второго этапа плана реформ субсидирования. Однако министр энергетики Ирана Меджид Намджу накануне заявил, что государство реализует второй этап реформ субсидирования. Намджу назвал это решение парламента незаконным.

Опыт прошлых лет показывает, что новое правительство обычно забывает о реализуемых проектах прошлого правительства, и отдает предпочтение реализации собственных проектов. Учитывая, что в июне 2013 года в Иране состоятся президентские выборы, можно сказать, что реализация второго этапа проекта реформ субсидирования находится под вопросом.

Иран потерял нефтяные доходы, равные затратам на строительство 70 атомных электростанций

Министр Ирана по экономическим вопросам и финансам Шамседдин Хоссейни, наконец, заявил, что доходы Ирана от экспорта нефти перестали поступать, а доходы от таможенных налогов уменьшились.

Хоссейни сказал, что доход правительства в текущем солнечном году, как ожидается, достигнет 117 миллиардов долларов (на основе официального курса доллара США в Иране), но, в основном, из-за прекращения экспорта нефти эта цифра может снизиться до 77 миллиардов, что создает 40 миллиардный дефицит.

Цена барреля нефти была рассмотрена на уровне 85 долларов в законе о бюджете на текущий год, который был рассчитан на то, что Иран будет экспортировать 2.2 миллиона баррелей нефти в сутки, но Международное энергетическое агентство (МЭА) утверждает, что экспорт нефти Ирана сократился на один миллион баррелей. Цена на нефть, в среднем, около 110 долларов за баррель в текущем году должна была принести Ирану 88 миллиардов долларов за экспорт нефти, и около 20 миллионов за экспорт конденсата.

Заявление Хоссейни показывает, что экспорт нефти Ираном сократился еще больше, чем прогнозировало МЭА, которое предсказало 40-процентное снижение экспорта нефти Ирана.

Согласно ежегодному докладу ОПЕК, Иран заработал 114, 750 миллиарда долларов от экспорта нефти в 2011 году. Солнечный год Ирана начинается 20 марта. В связи с падением доходов Ирана от нефти на 50 процентов, потеряли значение не только прямые доходы от экспорта нефти, но и таможенные доходы.

Около 60 процентов доходов от нефти считаются государственными доходами, в то время, как 23 процента были направлены в Фонд национального развития (NDF), 14,5 процента - в национальную нефтяную компанию и около двух процентов - в бюджет неразвитых регионов.

Огромное падение прямых доходов Ирана от экспорта нефти имело и другие косвенные последствия, например, благодаря нефтедолларам, Иран заработал на импорте нефти 68,320 миллиарда долларов в 2011 году.

Из-за потери источника доходов от таможенных налогов, произошло 50-процентное снижение национальной валюты Ирана в течение текущего года.

Вашингтонский Институт международных финансов на прошлой неделе заявил, что ВВП Ирана в 2012 году, как ожидается, сократится на 3,5 процента при положительных темпах роста в 2011 году в 1,2 процента. В связи с сокращением в экономике Ирана, прямое налогообложение доходов снизится.

В общей сложности, Иран, скорее всего, потерял выше 60 миллиардов долларов в текущем году, и эта цифра соответствует строительству более 70 атомных электростанций (АЭС), таких, как 1000-мегаваттная АЭС в Бушере, а также стоимости необходимых ежегодных поставок ядерного топлива для из них.

Иран обогатил свыше шести тонн низкообогащенного урана за последние восемь лет, что соответствует всего лишь трем неделям работы 1000 мегаваттной АЭС.

Лента

Лента новостей