Обозреватель Арабской службы новостей Trend Айгюль Тагиева
На прошлой неделе центральное правительство Ирака и власти Курдской автономии достигли соглашения о нефтяных платежах. Так, Багдад пообещал выплатить все долги за экспортированную курдскую нефть и в дальнейшем оплачивать работу иностранных компаний на территории автономии. Взамен Курдская автономия возобновит поставки нефти центральному правительству, прерванные четыре месяца назад.
Вопрос о нефтяных месторождениях на территории Курдской автономии уже больше года является яблоком раздора между центральным правительством Ирака и администрацией автономии. Курдские власти в обход Багдада начали сотрудничество с иностранными нефтекомпаниями и даже заявили о намерении построить в течение двух лет нефтепровод в Турцию для того, чтобы уменьшить зависимость от центрального правительства. Анкара одобрительно отреагировала на этот сигнал и заявила о готовности сотрудничать с Курдской автономией Ирака в перспективе.
Между тем, парламент Ирака уже семь лет рассматривает и каждый раз откладывает принятие закона о нефти, предусматривающего совместную разработку месторождений нефти и газа федеральными и региональными властями. Согласно законопроекту, доходы от добычи углеводородов будут делиться в соотношении 60 процентов в бюджет центрального правительства, 40 процентов - регионального правительства.
Достижение нынешнего соглашения о нефтяных платежах можно рассматривать как компромисс и зеленый свет Багдада курдскому правительству. Центральные правительство решило пойти на уступки Курдской автономии, однако трудно поверить, что этот шаг Багдад предпринял только из-за боязни потерять поставляемые из автономии 140 тысяч баррелей нефти в сутки, учитывая, что экспорт нефти из Ирака стремительно рос и в тот период, когда автономия прекратила ее поставки, и достиг в прошлом месяце 2,5 миллионов баррелей в стуки.
Компромисс Багдада становится более понятным при рассмотрении его в свете вчерашнего визита президента и премьер-министра страны в провинцию Сулеймания в Курдской автономии. Привлекает внимание, что сразу после подписания соглашения между сторонами президент Ирака Джалал Талабани и премьер-министр страны Нури Аль-Малики в сопровождении вице-премьера по энергетике Хусейна Шахристани встретились с главой Курдской автономии Масудом Барзани.
На встрече, помимо путей решения внутриполитического кризиса, также был обсужден весьма важный для страны вопрос - о реализации 140-й статьи Конституции Ирака, в соответствии с которой в провинции Киркук должен пройти референдум на тему, хотят ли ее жители войти в состав Курдской автономии или предпочитают остаться в составе Ирака. Согласно данной статье конституции, референдум включает часть провинций Дияла, Салахаддин и Ниневия, которые, так же как и Киркук богаты углеводородами.
Киркук обладает 13 процентами доказанных резервов нефти Ирака и является вторым крупным поставщиком нефти в стране, и к тому же себестоимость добычи нефти в этом районе считается самой низкой в Ираке. А в провинциях Дияла и Ниневия расположены важнейшие нефтегазовые месторождения.
Проведение референдума было запланировано на 2007 год, но откладывается из года в год. Однако на фоне энергетического кризиса между Багдадом и Курдской автономией этот вопрос вновь стала актуальным. Поэтому неожиданный визит министра иностранных дел Турции Ахмеда Давутоглу в очень чувствительный для Багдада Киркук был так критично воспринят правительством Аль-Малики. Тем более, что в последнее время Анкара заметно сблизилась с Курдской автономией Ирака и между сторонами наблюдается укрепление экономических отношений.
Возможно, учитывая растущую экономическую и политическую мощь Курдской автономии, федеральное правительство решило пойти ей на уступки и, завоевав расположение Барзани, оттянуть еще на несколько лет проведение референдума, результаты которого будут явно не в пользу Багдада.
Возможно также, что на фоне всего происходящего парламент Ирака наконец-то примет закон о нефти, который будет гарантировать Багдаду, что другие богатые углеводородами провинции, такие как Мосул и Басра, не пойдут по следам Курдской автономии и не станут сотрудничать с иностранными нефтекомпаниями без согласия центрального правительства.