...

Сирия признала суверенитет Ливана 60 лет спустя

Другие страны Материалы 16 октября 2008 15:00 (UTC +04:00)

Андрей Муртазин, обозреватель РИА Новости .

15 октября 2008 года две соседние арабские страны, Сирия и Ливан установили между собой дипломатические отношения, гласит совместная декларация, которую подписали в Дамаске министры иностранных дел двух стран Валид аль-Муаллем и Фаузи Саллух. Обе страны избавились от французской колониальной зависимости от Франции в середине 40-х годов, однако потребовалось 60 лет для того, чтобы Сирия официально признала государственный суверенитет "братского" Ливана. Что побудило Дамаск к этому шагу?

Сегодня все сирийские и большинство ливанских политиков в унисон заявляют о том, что "обмен посольствами между двумя странами - не более чем формальность, и Сирия и Ливан две братские страны". Отчасти это так. Но в то же время Сирия всегда воспринимала своего соседа не как суверенное государство, а как неотъемлемую часть "Великой Сирии", в состав которой когда-то входила территория современного Ливана.

Нельзя не отметить, что Сирия не раз играла весьма позитивную роль в современной истории Ливана, в частности в период гражданской войны в этой стране 1975 - 1990 годов. Именно тогда же Сирия ввела в Ливан 35-тысячный контингент своих войск, которые разняли противоборствующие стороны, предотвратив распад и дезинтеграцию страны. Но после гражданской войны сирийцы не ушли, а остались в Ливане "для поддержания мира и спокойствия", и находились там вплоть до 2005 года. Именно поэтому одни ливанцы воспринимают "сирийских братьев", как освободителей, другие как оккупантов. Причем отношение к Сирии у правящих ливанских кланов постоянно менялось. Вчерашние враги становились друзьями, и наоборот.

Очередной кризис в отношениях двух стран возник в 2005 году, когда в Бейруте был убит бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири. Западные страны поспешили обвинить в организации этого преступлении тогдашнего шефа военной разведки Сирии Асефа Шауката, и объявили политический бойкот сирийскому президенту Башару Асаду. Выйти из изоляции Асаду помог новый президент Франции Николя Саркози. Именно он  высказал идею установить дипломатические отношения Сирии с Ливаном на саммите стран Средиземноморья в июле 2008 года, куда был приглашен и президент Сирии.

Однако помириться Сирия и Ливан смогли лишь после того, как ливанским политикам удалось избрать нового президента страны. Им стал  генерал Мишель Сулейман, компромиссная фигура, которая устроила и прозападное парламентское большинство - движение "Аль-Мустакбаль" во главе с Саадом Харири (сыном убитого Рафика Харири), и оппозицию в лице шиитского движения "Хизболла", за которым стоят Сирия и Иран.

Компромисс достался дорогой ценой для прозападных ливанских сил - на встрече в Дохе в мае этого года они приняли условия оппозиции и предоставили ей право налагать вето на  законопроекты. Тогда же было сформировано правительство национального единства из 30 министров, в котором 16 представляют правящую коалицию, 11 - оппозицию и трое назначаются президентом. Кроме того, были приняты поправки в закон о выборах, которые в условиях избирательной системы Ливана существенно расшили возможности мусульман-шиитов, поддерживающих движение "Хизболла".  На деле внутриливанское примирение означало победу просирийских и проиранских сил в парламенте страны, а значит и сохранение сирийского и иранского влияния на политику страны.

В то же время альянс Сирии и Ирана не устраивает не только США и Израиль, но и нового архитектора сирийско-ливанских отношений Николя Саркози, который не раз откровенно высказывал свою неприязнь к президенту Ирана Ахмадинежаду. Франция хочет и может обрести статус нового регионального посредника на Ближнем Востоке наряду с США, Россией, ООН и Евросоюзом, чьи миротворческие усилия в последние годы были малоэффективными. Задача Саркози - вырвать Дамаск и Бейрут из объятий Тегерана. И в этом его открыто, либо негласно, поддерживают все арабские страны, правители которых - мусульмане-сунниты.

В результате войны в Ираке и свержения режима Саддама Хусейна Иран стал самой сильной региональной державой на Среднем Востоке. Шиитский Иран - теократическое государство. Он считает себя  мессией по отношению ко всему исламскому миру и пытается распространить свое влияние на все арабские страны, что вызывает неприятие и гнев со стороны мусульман-суннитов, и, прежде всего, Саудовской Аравии и Египта. Президент Сирии Башар Асад и его клан представляют небольшую шиитскую секту алавитов, в то время как большинство населения Сирии - мусульмане-сунниты. "Хизболла" в Ливане - тоже шииты.

До вывода сирийских войск из Ливана Дамаск и Тегеран считали себя главным политическими игроками на ливанской политической сцене. После убийства бывшего премьера Ливана Рафика Харири и вывода из страны сирийских войск власть Дамаска над Бейрутом заметно пошатнулась, но отнюдь не утрачена. Формально Сирия признала суверенитет Ливана, но фактически сохранила полный контроль над его парламентом и правительством. И главным проводником этого влияния остается проиранская группировка "Хизболла", что фактически закрепили недавние соглашения в Дохе. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend .

Лента

Лента новостей