...

Небесный рывок поднебесной империи

Другие страны Материалы 17 октября 2009 12:55 (UTC +04:00)
В эту пятницу должен был состояться особый космический старт: в сторону Марса полетели бы российский аппарат «Фобос-Грунт» и китайский «Инхо-1» («Стрекоза»).
Небесный рывок поднебесной империи

Александр Песляк, РИА Новости

В эту пятницу должен был состояться особый космический старт: в сторону Марса полетели бы российский аппарат "Фобос-Грунт" и китайский "Инхо-1" ("Стрекоза"). Однако российская сторона, желая обеспечить полную надежность работы всех систем комплекса, приняла решение перенести запуск. Ближайшее "пусковое окно" - в 2011 году.

Между тем маленькая "стрекоза", даже не взлетевшая, дает повод к анализу свершений и перспектив КНР в передовой научно-технологической сфере. Тем более в год 60-летия республики, тем более, когда на фоне кризисных глобальных потрясений экономика Поднебесной дает рост в 8 процентов. А ежегодные расходы на космическую деятельность превышают 35 млрд долларов.

За полвека, прошедшие с 1956 г. (когда состоялось ее приобщение к ракетным технологиям с помощью советских специалистов), "страна добилась приковывающих всеобщее внимание достижений, и сегодня в некоторых ключевых технических сферах относится к числу наиболее продвинутых стран мира", отмечается в программной Белой книге "Деятельность Китая в космосе - 2006".

Обобщая эти успехи за десятилетие, можно выделить такие тенденции. Во-первых, значительное расширение спутниковых направлений; более ста китайских и иностранных аппаратов выведено на различные орбиты. В интересах безопасности и развития экономики, социальной сферы и технологий сформированы такие направления, как возвращаемые спутники дистанционного зондирования Земли, связные радиовещательные - "Дунфанхун", метеорологические - "Фэнъюнь" (их будет 8), спутники для технических исследований "Шицзянь" и "Яоган", спутники мониторинга наземных ресурсов "Цзыюань", навигационная система "Бэйдоу".

Во-вторых, это демонстрация народу практической отдачи от космонавтики: спутниковые комплексы сыграли важную роль во всекитайском обследовании земельных ресурсов, в охране окружающей среды, при строительстве газопровода "Запад-Восток", реализации проекта переброски вод из южных районов на север, возведении гидроузла "Санься" на реке Янцзы. "Фэнъюнь-3А" обеспечил высококачественный метеопрогноз для Пекинской олимпиады, выход тайкунавтов в открытый космос. Особое место - информации о стихиях: ведь только в прошлом году они унесли жизни почти 90 тысяч жителей страны, да и в этом году тайфуны были грозными.

В-третьих, поставлена задача перейти от применения экспериментальных прикладных спутников к предоставлению эксплуатационных услуг. Потому активизируется направление "Зарубежный заказ - не только на запуск, но и создание спутника". Приняты заказы от Венесуэлы, Боливии, Индонезии, Сингапура.

В-четвертых, активно создавая орбитальные спутниковые системы, КНР сотрудничает "по всем азимутам" - с Францией, Германией, Украиной, Нигерией, Аргентиной. С двух спутников "Таньцзэ" началась совместная работа с Европейским космическим агентством. Программа "Дракон" включает 16 проектов в области сельского, лесного и водного хозяйства, метеорологии, океанологии и прогнозирования стихийных бедствий. Китайско-бразильская система CBERS-2B более 10 лет посылает с высоты 700 км снимки городской планировки с разрешающей способностью 2 метра. С Россией только что подписан документ о взаимодействии в использовании систем космической навигации и контроля - ГЛОНАСС и "Бэйдоу".

В-пятых, Пекин активизировал региональное взаимодействие, утверждаясь в роли лидера. С конца прошлого года действует Организация по сотрудничеству в космосе стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Asia-Pacific Space Cooperation Organization - APSCO). В неё входят также Бангладеш, Иран, Монголия, Пакистан, Перу и Таиланд. Недавно Китай совместно с Россией предложил создать систему космической связи для государств-членов ШОС.

Под эти набирающие силу программы и проекты закладывается и растущая материально-технологическая основа. В стране создается научный центр дистанционного зондирования, который будет оснащен приемной станцией с охватом до 70% территории Азии. Специалисты ЦУПа в Сиани научились при помощи одной сети вести управление сразу несколькими аппаратами. А в прошлом году держава вошла в число стран-лидеров по числу запущенных спутников (6) с аппаратурой съемки Земли. В г. Шэньчжэнь строится комплекс разработки, производства и испытаний спутников; под эгидой двух институтов и корпорации ежегодно там будут выпускать 4-5 аппаратов, а также их компоненты. 

В дополнение к трем действующим космодромам строится четвертый, на острове Хайнань. Его планируется ввести в строй в 2013 году, чтобы новой мощной ракетой обеспечить вывод на орбиту тяжелых нагрузок (до 25 тонн). Сам создаваемый носитель называют "Чанчжэн-5"; по данным вице-президента Китайской академии космических технологий Лян Сяочуна, ракету выводит на второе место в мире главный параметр - коэффициент подъемной силы. Для нее проектируются двигатели с тягой 120 и 50 тонн, работающие на компонентах жидкий кислород-керосин и водород-кислород.

Самой заметной победой в 2009 г. стал первый "лунник". Целый год "Чаньэ-1" фотографировал поверхность спутника Земли с применением трехмерной технологии, а затем упал на ее поверхность. Главный конструктор лунных аппаратов Е Пэйчжан обещает, что второй этап программы - мягкая посадка и зондирование - осуществится с полетом "Чаньэ-3" в 2013 году. "Но ключевая технологическая задача, - добавляет профессор Цю Шиэ из Пекинского университета аэронавтики, - это возвращение. И она растянется на период 2017-2020 гг., когда на Луну прибудут роверы и возвратятся на Землю".    

У пилотируемой же программы пока пауза, там отбирают семерых женщин и мужчин-пилотов. В прошлом году выход Чжая Чжигуана из "Шэньчжоу-7" в открытый космос сделал КНР третьей державой мира, способной вести внекорабельную деятельность.

Новый этап - в будущем году: запустят беспилотный модуль весом в 8,5 тонн. А спустя год поочередно будут стыковать с этой лабораторией сначала беспилотный "Шэньчжоу-8", а затем и пилотируемый "Шэньчжоу-9". О подключении к программе МКС по-прежнему речи нет, "небесная лодка" (перевод названия корабля) плывет своим курсом.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend

Тэги:
Лента

Лента новостей