...

Завершится ли эпоха Харашти для Азербайджана в 2010? - обозреватель Trend News Эльмира Таривердиева

Общество Материалы 16 декабря 2009 11:13 (UTC +04:00)
В марте 2010 года представитель ОБСЕ по свободе массовой информации Миклош Харашти покинет свой пост в связи с завершением срока службы.
Завершится ли эпоха Харашти для Азербайджана в 2010? - обозреватель Trend News Эльмира Таривердиева

Эльмира Таривердиева, обозреватель Европейской редакции Trend

В марте 2010 года представитель ОБСЕ по свободе массовой информации Миклош Харашти покинет свой пост в связи с завершением срока службы. За прошедшие со времени вступления Харашти на пост пять лет венгерский журналист и правозащитник занял неоднозначную позицию по Азербайджану, неустанно критикуя официальный Баку за ограничение свободы слова в стране.

Вопрос не в том, что в Азербайджане идеальная ситуация со свободой слова. Становление государственности предполагает наличие немалого количества проблем, в том числе и в области свободы массовой информации. Однако удивляет явный перекос со стороны господина Харашти в сторону критики Азербайджана, и явное пренебрежение фактами, имеющими место в других странах постсоветского пространства.

Неужели ситуация со свободой слова в Азербайджане разительно отличается от положения в Грузии или Армении? Вряд ли. Тогда почему количество официальных пресс-релизов с содержанием негативного характера по Азербайджану за время пребывания господина Харашти на посту в разы превышает количество таковых по другим странам Южного Кавказа?

Данная статья - вовсе не призыв к господину Харашти с просьбой закрыть глаза на события в Азербайджане, и сосредоточить свое внимание на фактах, происходящих в других странах. Это лишь просьба к офису свободы слова ОБСЕ об объективности.

В период с 2004 по 2009 год по Азербайджану офисом Харашти было опубликовано 20 негативных пресс-релизов, тогда как по Армении - пять, а по Грузии и вовсе один пресс-релиз, содержащий критику.

Речь не идет о том, что 20 негативных пресс-релизов по Азербайджану ложны и необоснованны, однако слабо верится, что ситуация со свободой слова в Армении и Грузии настолько близка к идеалу, как может показаться из результатов работы офиса господина Харашти.

Вопрос в том, почему господин Харашти избрал главным объектом критики именно Азербайджан и почему так очевидно не совпадает эквивалентность упоминания просчетов официального Баку и других стран?

К примеру, в Грузии, которая, напомним, была удостоена только одного критического пресс-релиза от офиса ОБСЕ, за вышеозначенный период было немало поводов вспомнить о свободе слова. За время нахождения Миклоша Харашти на посту в Грузии были закрыты несколько телеканалов, неоднократно подвергались гонениям журналисты, была введена цензура в октябре 2007 года.

Показательной стала ситуация, когда известный грузинский политолог, руководитель информационного холдинга "Джорджиан таймс" Малхаз Гулашвили в связи с угрозой семье сделал следующее заявление: "...Впервые за 17 лет беспрерывной работы "Джорджиан таймс" принимаю беспрецедентное решение: грузиноязычное издание газеты приостанавливает свою работу. Миф о свободе прессы в Грузии под большим вопросом".

Об Армении также нельзя сказать, что уровень свободы слова в этой стране существенно отличается от других постсоветских государств. В январе 2009 года был опубликован доклад "Freedom House", в котором отмечается, что в Армении в плане демократических свобод зарегистрирован регресс.

В документе указывается, что 2008 год в плане политических и гражданских свобод был самым кризисным за все время после обретения страной независимости. Особо указывается на случаи насилия, допущенные правоохранителями по отношению к журналистам.

Ранее другая международная правозащитная организация Amnesty International распространила заявление, в котором выражается обеспокоенность ситуацией, сложившейся в Армении после мартовских событий 2008 года. Amnesty International указывает на случаи избиения журналистов в период выборов президента и поствыборный период, нанесения ущерба имуществу представителей СМИ.

Значит ли, что вся деятельность офиса Харашти за последние пять лет была направлена только на поиск проблем в Азербайджане, что ситуация в других странах просто игнорируется? Или сотрудники, следящие за положением в нашей стране, более рьяно выполняют свои обязанности, чем наблюдатели по другим странам?

И главный вопрос, изменится ли политика офиса ОБСЕ по свободе массовой информации с уходом с поста Миклоша Харашти?

Тэги:
Лента

Лента новостей