Бюджет Ирана на 2013 год как зеркало экономических возможностей страны
В Иране полным ходом идет разработка основного финансового документа - государственного бюджета на следующий год, который начинается в стране 21 марта 2013 года. Законопроект должен быть представлен в меджлис (парламент) Ирана до пятого декабря.
Судя по тому, что Иран в этом году не добился каких-либо успехов в экономическом плане, а наоборот, еще более погряз в экономических санкциях, направленных против страны, можно предположить, что в целом государственный бюджет Ирана на следующий год будет представлять собой пролонгацию бюджета текущего года. Доходы государственного бюджета Ирана на 2012 год прогнозируются в объеме 5,66 квадриллиона риалов (около 461 миллиарда долларов).
Конкретно еще не известно, какими будут доходная и расходная части бюджета следующего года, но в том, что бюджет будет дефицитным и дефицит будет значительным, сомнений нет. Так, вопреки принятой стратегии по постепенному снижению дефицита госбюджета, уже в текущем году Иран ожидает бюджетный дефицит в 540 триллионов риалов (около 44 миллиардов долларов). На сегодня многие отрасли страны недополучают и меньшую часть того, что им полагается по бюджету. Причина - сокращение в течение этого года на 40 процентов нефтяной торговли Тегерана - главного источника доходов страны.
Длительное время в правительстве Ирана активно обсуждаются пути сокращения зависимости госбюджета от нефтяных доходов и подыскиваются варианты замещения. И поскольку эти обсуждения пока не принесли результата и не найдена альтернатива нефтяным доходам, основу доходов госбюджета страны на 2013 год вновь составят ожидаемые поступления от нефтяного сектора. Согласно прогнозам министерства нефти ИРИ, порой идущим вразрез с независимыми оценками, добыча нефти в Иране за счет разработки совместных месторождений будет ежегодно увеличиваться и достигнет к марту 2016 года 5,2 миллиона баррелей в сутки против нынешних около четырех миллионов баррелей.
Остальные доходные статьи госбюджета, такие как налоги и пошлины, а также средства, освободившиеся вследствие сокращения государственных субсидий на энергоресурсы, несмотря на их значимость, носят для страны на данном этапе сугубо второстепенный характер.
Основу расходов госбюджета составят финансирование прямых социальных расходов, резко увеличившихся в текущем году. Седьмого октября парламент Ирана утвердил закон о приостановлении реализации второй фазы плана государственного субсидирования. Вследствие этого, как сказал ранее секретарь Совета по целесообразности Ирана Мохсен Резаи, денежные субсидии гражданам должны быть повышены до 1,1 миллиона риалов (около 90 долларов) на человека с 450 тысяч риалов (около 37 долларов), которые в настоящее время выплачивает государство.
Обеспечение производственного сектора ликвидностью также станет основным приоритетом следующего года. Иран планирует самостоятельно производить товары широкого потребления, которые в настоящее время импортирует. Если уже в текущем иранском календарном году производственный сектор страны нуждается в 800 триллионах риалов (около 65 миллиардов долларов) для удовлетворения потребностей, то в следующем году производственный сектор, учитывая амбициозные планы по расширению ассортимента промышленных товаров, потребует больше государственных вложений. В планах Ирана добиться больших успехов в своем оборонном секторе и достичь самодостаточности в производстве основного военного оборудования и систем.
Дополнительных расходов из государственного бюджета в следующем году потребуют также мероприятия по обеспечению страны продовольственными запасами, в частности по созданию и сохранению этих запасов. Так, если раньше продовольственными товарами запасались на три месяца, то теперь в условиях санкций Иран растянул этот период до девяти месяцев.
Как и в нынешнем году, возможно сокращение расходов на содержание государственного аппарата, но это не коснется финансирования расходов на оборону, здравоохранение, образование и науку.
В процессе обсуждения проекта госбюджета Ирана на 2013 год в парламенте более отчетливо проступят основные контуры бюджетной системы страны. Но, исходя из сложившихся условий социально-экономического и общественно-политического развития Ирана, можно предположить, что в целом, исключая стратегически важные отрасли, инвестиционная направленность бюджета в следующем году почти не усилится, а повышения эффективности государственных ассигнований социального сектора путем изменения их структуры не произойдет. Ведь, как известно, общество позволяет себе иметь ту систему государственного бюджета, которая наиболее адекватно отражает его реалии, а каковы реалии Ирана на сегодня, ни для кого секретом не является.
Афганский потенциал в региональном разрезе
По историческим причинам Афганистан превратился в широкую разветвляющую линию между Центральной и Южной Азией. Восстановление социально-экономических структур и государственности Афганистана может сыграть значительную роль в создании новых условий для всего региона. Восстановление мира в Афганистане и инфраструктурных связей между Центральной и Южной Азией означает энергетическое обеспечение Афганистана и его интеграцию в мировое пространство.
Начало антитеррористической кампании в Афганистане и нормализация ситуации стали еще одной возможностью для международного сотрудничества и выхода в мировое пространство стран Центральной Азии. Это особенно важно для Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Действительно, если в Афганистане будет восстановлен мир, то путь этих стран в южно-азиатский регион будет открыт.
Пока же возвращение Афганистана к мирной жизни остается одной из актуальных международных задач, не находящей своего решения. Кроме того, безуспешность НАТО в Афганистане является серьезным испытанием для возможности образования союза стран региона. Члены Альянса не достигли между собой согласия по распределению обязательств. Так, военнослужащие ряда стран воюют, а других стран - просто выполняют гуманитарную миссию или выполняют полицейские функции.
Современный Афганистан напоминает территорию, по которой рознично рассыпаны независимые военно-политические группы, влияние которых на местах сильнее, чем центральной власти. Именно поэтому продолжается неопределенность в стране. Нестабильность же является потенциальной угрозой для национальной безопасности каждого, отдельно взятого государства центрально-азиатского региона.
США, приостанавливая после 2014 года свое военное присутствие в той или иной форме в Афганистане, смогут после этого свободнее действовать в Центральной Азии. Конечно же, Вашингтон не сможет вытеснить из региона Россию, более того, стремление обеих стран закрепиться в Центральной Азии столкнется с обоюдным сопротивлением.
Не следует забывать и о третьем, весьма важном игроке в Центральной Азии - Китае. Правда, последние события в Юго-Восточной Азии показывают, что Пекин, вероятнее всего, больше внимания будет уделять именно им и отдаст геополитическое преимущество в Центральной Азии Москве.
Как могут сохранить свою безопасность страны Центральной Азии в подобной ситуации?
Главной причиной "заботливого" отношения США к государствам Центральной Азии является стремление создать в регионе плацдарм для потенциальных военных операций против Ирана, России и того же Китая. Поэтому гарантами безопасности государств Центральной Азии являются они сами. Нельзя отвергать и интересы России в регионе, в силу чего она будет оказывать странам Центральной Азии определенную помощь.
Необходимо еще раз отметить, что Афганистан, несомненно, обладает большим потенциалом и является важной страной для региона. Однако политические реалии и "героиновая экономика" сводят на нет этот потенциал, во всяком случае, на данном этапе. А регион тем временем может "заболеть усталостью" от бесконечных экспериментов с различными политическими сценариями.
Восстановление отношений между Грузией и Россией выгодно обеим сторонам
Недавно в Грузии произошла смена правительства, в результате которой к власти пришла оппозиционная коалиция "Грузинская мечта" во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили.
В период предвыборной кампании Иванишвили позиционировался западными, грузинскими и даже российскими СМИ как пророссийский политик. Возможно, такое мнение было спровоцировано заявлениями самого Иванишвили, обещавшего наладить отношения с Москвой, а также фактами его тесно связанной с Россией биографии, где он прожил не один год и создал многомиллионное состояние. Некоторые даже называли его "проектом Москвы" и обвиняли в тайном сговоре с Кремлем.
Однако полтора месяца, прошедшие с момента оглашения результатов выборов показали, насколько все эти заявления беспочвенны.
На сегодняшний день стало понятно, что приоритетным направлением политики нового правительства Грузии во главе с Иванишвили станет продолжение курса Михаила Саакашвили на сближение с Западом и вступление в ЕС и НАТО. Об этом заявил и сам премьер в ходе встречи с руководством НАТО и Еврокомиссии. Впрочем, уже сам факт того, что свой первый визит на посту премьера Иванишвили совершил в Брюссель, говорит о многом.
Что же касается отношений с Россией, то есть основание полагать, что при новом правительстве Грузии в этом направлении будут улучшения. Говорить о восстановлении грузино-российских политических отношений пока рано. Об этом неоднократно заявлял и сам Иванишвили.
Восстановление политических отношений с РФ Грузия связывает с восстановлением своей территориальной целостности. Россия же принципиальна в своей позиции по статусу сепаратистских регионов Грузии. Поэтому сдвиги в этом вопросе возможны только при наличии уступок с обеих сторон, которые пока не предполагаются.
А вот восстановление экономических связей между странами вполне вероятно, и Грузия в этом заинтересована. Рынок России для грузинских предпринимателей более знаком и понятен, чем далекие рынки Европы и США.
Кроме того, в силу исторических факторов грузинское производство было ориентировано на Россию. Например, основным рынком сбыта знаменитого грузинского вина до разрыва грузино-российских отношений в 2008 году была именно РФ.
Попытки наладить экономические отношения с Россией в последнее время предпринимал и Саакашвили. В частности, в конце февраля 2012 года Грузия в одностороннем порядке отменила визовый режим с Россией. В результате этой меры поток российских туристов в первом полугодии 2012 увеличился в два раза, что для Грузии, одним из основных источников доходов бюджета которой является туризм, совсем не плохое достижение. Однако диалог между лидерами РФ и Саакашвили был осложнен откровенно холодными отношениями.
С Иванишвили же Россия готова сесть за стол переговоров. Да и сам глава правительства Грузии проводит в отношении России гораздо более гибкую политику и по крайней мере хотя бы внешне показывает заинтересованность в налаживании двусторонних связей.
В частности, Иванишвили учредил новую должность специального представителя премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией, на которую назначен бывший посол Грузии в РФ Зураб Абашидзе.
Остается открытым вопрос, пойдет ли Россия на возобновление экономических отношений с Грузией. С одной стороны, российский рынок не нуждается в Грузии, и его открытие для грузинских товаров может быть лишь жестом доброй воли со стороны России. Но, с другой стороны, экономические связи дадут возможность РФ хоть немного вернуть свое влияние в Грузии, которое полностью сошло на нет в период президентства Саакашвили. И Россия, которая сейчас предпринимает активные действия для укрепления влияния на соседей, вряд ли упустит такую возможность.
Не стоит также исключать возвращения Грузии в СНГ, хотя особых экономических привилегий вступление в Содружество стране не принесет. Россия уже высказала свое положительное отношение к этому вопросу. От Грузии заявлений пока не было.
Таким образом, основные принципы внешней политики нового правительства Грузии будут не сильно отличаться от принципов предыдущего правительства. Однако политика Иванишвили будет более гибкой и осторожной.