...

Травматическое оружие: языки страшнее пистолета

Россия Материалы 12 февраля 2010 17:21 (UTC +04:00)
Российские власти намерены изменить порядок приобретения и хранения травматического оружия.
Травматическое оружие: языки страшнее пистолета

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости

Российские власти намерены изменить порядок приобретения и хранения травматического оружия. К такому шагу их подтолкнули участившиеся случаи незаконного применения травматических пистолетов, в том числе и с тяжелыми последствиями. По всей видимости, последней каплей явилось убийство из травматического пистолета водителя снегоуборочной машины, не уступившего дорогу иномарке. Теме травматического оружия было посвящено и эмоциональное выступление президента ФР Дмитирия Медведева 3 февраля этого года перед милицейским руководством.

К вопросу о терминах

Глава государства посетовал, что травматическое оружие продается по всей стране "практически без всякого контроля, просто переписываются паспортные данные". Милицейские чиновники в ответ заявили, что предложат законодателям ужесточить оборот травматического оружия настолько, чтобы он "был соотносим с оборотом огнестрельного".

Не совсем точная формулировка привела к возникновению изрядной путаницы. Заговорили даже о том, что "государство собирается запретить травматическое оружие", "приравнять травматическое оружие к огнестрельному", "запретить носить на улице травматическое оружие" и т.д. и т.п.

Причина путаницы проста: в российском законодательстве вообще нет понятия "травматическое оружие". Как отметил на пресс-конференции в "РИА Новости" начальник управления лицензионно-разрешительной работы Департамента охраны общественного порядка МВД РФ Леонид Веденов, этот термин сам собой вошел в обиход граждан, чиновников и СМИ в последние годы. В результате под "травматическим оружием" понимаются как некоторые виды оружия самообороны, так и спортивное пневматическое оружие для развлекательной стрельбы (закон запрещает использовать его для самообороны).

Оружейный ликбез

Современное российское законодательство выделяет два вида оружия самообороны, которое можно определить как травматическое. К первому виду относятся газовые пистолеты с возможностью стрельбы резиновыми пулями - "Макарыч", "Хорхе", "Гроза" и др., ко второму - бесствольные системы для стрельбы резиновыми пулями, например "Оса" или "Стражник". "Резинострелы", как называют в народе оба вида оружия самозащиты, приравнивать к огнестрельному оружию нет смысла. Процедура их приобретения и так практически идентична приобретению охотничьего огнестрельного оружия. Другой вопрос, что эта процедура сама по себе требует некоторой доработки и ужесточения, о чем и ведут речь представители МВД.

Иное дело - покупка пневматического пистолета или винтовки (тех моделей, что не попадают в категорию охотничьего оружия). Их, действительно, любой желающий может купить в спортивном или туристическом магазине безо всякого разрешения. Добросовестный продавец разве что спросит у покупателя паспорт, чтобы убедиться, что покупателю уже исполнилось 18 лет, но паспортные данные не переписываются. Маленький стальной шарик или свинцовая пулька пневматического пистолета не могут серьезно травмировать или убить, если только не попадут в глаз. Тем не менее, "пневматика" нередко используется при хулиганских нападениях. Г-н Веденов привел недавний случай, когда "горячий парень" из Кавказа в самом центре Москвы несколько раз выстрелил в лицо девушке, отказавшейся с ним знакомиться.

Если вкратце, то суть предложений со стороны МВД сводится к двум вещам: во-первых, ужесточить правила выдачи лицензий на приобретение оружия самообороны (тех самых "резинострелов") и, во-вторых, запретить развлекательную стрельбу из "пневматики" вне специальных стрельбищ и тиров.

Ужесточить - не значит запретить

Как именно МВД предполагает ужесточить оборот травматического оружия? Никаких радикальных или запретительных мер милицейские чиновники не предлагают. Прежде всего, по словам Леонида Веденова, нужно сделать так, чтобы оружие самообороны не попадало в руки асоциальных элементов. Ведь по действующему оружейному законодательству приобрести не только "резинострел", но и настоящее огнестрельное оружие - ружья, карабины и прочее, - могут лица, имеющие погашенную уголовную судимость, в том числе и за тяжкие преступления, связанные с насилием. Г-н Веденов апеллирует к опыту США, страны с весьма либеральным оружейным законодательством. Здесь гражданам, проведшим в "местах не столь отдаленных" хотя бы один год, или имеющим, например непогашенный штраф путь к оружию заказан. Что ж, вполне логично, оружие - удел законопослушных граждан.

Во-вторых, милиционеры предлагают ввести механизм аккредитации медицинских организаций, выдающих справки для получения разрешения на оружие. Правда, в этом случае проблема шире - липовые справки сегодня могут получить не только будущие владельцы ружей и пистолетов, но и будущие водители автотранспорта, что, как свидетельствует милицейская статистика, намного опаснее.

Еще один механизм контроля - обязательный отстрел приобретаемых травматических пистолетов и сохранение данных в пулегильзотеке МВД. После такой процедуры стреляная гильза - все равно что визитная карточка, по которой без труда можно установить владельца оружия. В пользу этой меры, по мнению Леонида Веденова, говорит ситуация с легальным нарезным огнестрельным оружием, которое при покупке проходит процедуру отстрела. Доля преступлений с этим типом оружия ничтожна - десятые доли процента.

Конечно, дело не только в этом. Гладкоствольное огнестрельное оружие (дробовики) предварительного отстрела не проходит, но процент преступлений с ним также стремится к нулю. Эксперты в области стрелкового оружия считают, что причина имеет психологический характер. Владельцы настоящего, огнестрельного оружия сознают, что в их руках - смертельное оружие. Пустить его в ход - значит совершить поступок, который изменит, а возможно, и перечеркнет всю оставшуюся жизнь. А стрельба из "травматики" для безответственных граждан сродни уличной потасовке. Тем не менее, возможность четкой идентификации стрелка, вкупе с ужесточением наказания за незаконное применение оружия самообороны, должно поубавить желание пускать в ход пистолет по поводу и без.

Наконец, главное планируемое нововведение - обязательные практические курсы по безопасному обращению с оружием. Никого не смущает, что прежде, чем сесть за руль автомобиля, человек должен пройти специальную подготовку и стать экзамен в ГИБДД. Огнестрельное оружие не менее опасно, чем автомобиль, но почему же для его приобретения будущий владелец и пользователь должен просто знать ответы на несколько теоретических вопросов? Сегодня во многих западных странах обучение и последующая сдача экзамена по владению основными приемами обращения с оружием - непременное условие получения разрешения на "огнестрел". За основу взяты методики подготовки стрелков и правила безопасности Международной конфедерации практической стрельбы (IPSC). При желании подобное обучение можно организовать и у нас, благо в России действует отделение IPSC, и есть стрелковая инфраструктура в виде сети отделений бывшего советского ДОСАФ.

Ужесточить законы, регулирующие порядок обращения травматическим оружием, наверное, нужно, но и действующее законодательство может работать вполне эффективно, если его соблюдение будет обязательным для всех. Ведь безнаказанность как ничто другое способствует росту преступности. К сожалению, милиция часто сквозь пальцы смотрит на некоторые виды правонарушений. Возьмем к примеру, упомянутый Леонидом Веденовым инцидент, когда группа кавказской молодежи устроила в центре Москвы гонки на автомобилях, паля из травматического оружия, в том числе и по сотрудникам милиции и тараня машины ГИБДД. Это покажется абсурдом, но против участников акции не было заведено ни одного уголовного дела.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend

Лента

Лента новостей