...

Шемахинский узник, или О бедном медведе замолвите слово

Социум Материалы 9 июля 2008 13:04 (UTC +04:00)
Шемахинский узник, или О бедном медведе замолвите слово

Азербайджан, Баку, 9 июля /TrendLife/

Ничто не предвещало того, что в этот замечательный солнечный день нам, наслаждавшимся красотами родины, чудесной зеленью и щебетанием птиц, что-то испортит настроение. Однако уже через несколько минут оно было омрачено не на шутку.

На обочине дороги, ведущей в Шемаху, рядом с одноименным рестораном, прямо на солнцепеке стоит ржавая клетка. В ней беснуется, бьется головой, пытаясь вырваться на свободу, измученный неволей и дразнящимися подростками, бурый медведь. Дно клетки усеяно мусором, пустыми пластиковыми бутылками, а вот поильника для животного нет. Зато на салфетках ресторана "Шемаха" красуется фирменный логотип - медведь.

Случай этот далеко не единичный. Несчастные животные страдают, служа живой "рекламой" в зонах отдыха и ресторанах. Кроме того, если не соблюдать определенные нормы безопасности (а они не соблюдаются), дикие животные могут покалечить посетителей. Клетки для животных, содержащихся в ресторанах, как правило, позволяют посетителям не только просунуть руки, но и протиснуться ребенку пяти-шести лет.

Инциденты уже случались. Один из известных примеров произошел в ресторане "Достлуг", на побережье. Там бурый медведь покалечил подростка. И только тогда животное в срочном порядке было переведено в Бакинский зоопарк.

Администратор ресторана "Шемаха" Эльшан Гусейнов на наши вопросы о содержании косолапого отвечать категорически отказался, отослав к своему непосредственному начальнику, хозяину "Шемахи", неуловимому Гусейну Аллахвердиеву. "Неуловимому" потому, что операция по его розыску, проводимая нами на протяжении трех дней, так и не увенчалась успехом. По истечении этого срока в вышеуказанном заведении "скоропостижно скончались" абсолютно все телефоны. И городские, и мобильные.

Вот уже несколько лет Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана проводит рейды, направленные на выявление подобных случаев.

По словам директора Департамента по охране окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Гусейна Мамедова, в результате проверок, проводимых сотрудниками их департамента, количество фактов незаконного содержания диких животных в неволе заметно сократилось.

"Мы проводим рейды, начиная с 2002 года, и за последний год было выявлено всего два таких случая, - подчеркнул он. - Если работники департамента обнаруживают факты незаконного содержания диких животных в местах массового отдыха, с нарушителя взимается штраф, согласно статье 73 "Кодекса об административных проступках АР", - заявил Г.Мамедов.

Минимальный размер "платы за мучения животных" от 250 до 500 условных единиц (УЕ). Это для физических лиц. Должностные и юридические лица платят больше - от 2500 до 7500 УЕ, в зависимости от размеров "проступка".

Что касается нашего мишки, то, как отметил Г.Мамедов, о его печальной судьбе ему давно уже известно. "Мы оштрафовали хозяина этого заведения и ему предписано передать животное в зоопарк. Но вопрос этот зашел в тупик, поскольку в зоопарке для медведя места нет", - сказал он.

Разумеется, вопрос о том, почему, в таком случае, животное, до сих пор находится в ужасных условиях, повис в воздухе.

К слову сказать, не далее как в прошлом году

в Алтыагачском Национальном парке начал свою работу реабилитационный центр по спасению и реабилитации диких животных. Основной миссией этой структуры является содержание и реабилитация диких животных, незаконно изъятых из природной среды в целях привлечения внимания и развлечения публики. Стало быть, и наш бурый герой может рассчитывать на лучшую участь?

Но не все так просто. По словам Г.Мамедова, проблем с отправкой шемахинского медведя в реабилитационный центр сразу несколько. Это и переезд столь крупного животного, а весит он больше тонны, довольно сложная, чуть ли не неосуществимая процедура, и то, что в Национальном парке нет условий для содержания бедолаги.

"Вы не беспокойтесь, он находится под наблюдением. Наша инспекция наведывается туда время от времени", - успокоил нас чиновник. Также Г.Мамедов поспешил нас уверить в том, что владельцы ресторанчика были оштрафованы аж два раза.

Наведываться они, может быть, и наведываются. Но медведю от этого явно ни жарко, ни холодно.

Между тем, согласно природоохранному законодательству, легализовать содержание дикого животного в неволе можно. При условии, что территория его проживания будет приведена в соответствие с требуемыми нормами.

И если уж попавшему в беду медведю нет места ни в зоопарке, ни в Алтыагачском реабилитационном центре, почему бы не обязать хозяев ресторана "Шемаха" создать для измученного животного необходимые для его жизни условия?

Решив, что единственной надеждой на спасение косолапого остается Азербайджанское общество защиты животных (АОЗЖ), мы обратились за помощью к его председателю Азеру Караеву.

Как сообщил нам главный и, кажется, единственный, защитник животных, в настоящий момент в Алтыагачском реабилитационном центре действительно нет условий для содержания крупногабаритных животных.

"Все это пока лишь в планах, а когда будет исполнено - неизвестно. К сожалению, все, что связано с защитой животных в нашей стране, продвигается с огромным трудом. Взять, к примеру, Конвенцию по правам животных, к которой Азербайджан присоединился еще в 2001 году. Ратификации этого документа пришлось ждать ни много, ни мало - 6 лет! Мы - первое государство на всем постсоветском пространстве, подписавшееся под этим документом. Фактически же, защита животных в нашей стране осуществляется лишь на бумаге, отметил он.

И то правда, от местных методов борьбы с бродячими животными, у любого нормального человека волосы становятся дыбом. Их попросту отстреливают прямо на улицах города. Способы не то, что негуманные - совершенно варварские. Во всех цивилизованных странах проблему с бродячими кошками и собаками решают методом стерилизации, что ведет к естественному уменьшению их популяции.

Но вернемся к нашему медведю. По словам А.Караева, животное, длительное время находящееся в неволе, прежде чем снова обрести свободу, должно научиться самостоятельно добывать пищу, остерегаться врагов и, прежде всего, человека. И тот факт, что шемахинский медведь давно уже вышел из подросткового возраста, уменьшает его шансы на выживание на воле. Помочь косолапому можно, лишь обеспечив нормальные условия существования.

А пока ему остается одно - ждать, пока Алтыагачский реабилитационный центр не обзаведется необходимыми вольерами для медведей, где он мог бы жить в условиях, максимально приближенных к природным. Если доживет, конечно...

P.S. Мы передали председателю АОЗЖ координаты ресторана "Шемаха", где томится несчастное животное. Хочется надеяться, что усилиями АОЗЖ, совместно с Департаментом по охране окружающей среды Министерства экологии, удастся-таки хоть чем-то помочь измученному ужасными условиями бурому медведю.

Автор статьи: Лейла Лейсан.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства TrendLife.

Лента

Лента новостей