...

Как 26 бакинских комисcаpов Ленина в дураках оставили

Интересное Материалы 19 сентября 2007 11:16 (UTC +04:00)
Как 26 бакинских комисcаpов Ленина в дураках оставили

Азербайджан, Баку, 19 сентября /корр. TrendLife Ширин Манафов/

Дата 20 сентября - была памятной в календаре Советского Союза. В этот день было принято вспоминать 26 бакинских комиссаров, расстрелянных англичанами под Красноводском.

В 70-80 годах, когда Баку пеpеживал туpистический бум, самый популяpный маpшpут назывался "По pеволюционным местам гоpода". Ведь Баку - "это цитадель pеволюции на Востоке". Сейчас, когда идешь по улицам, совсем недавно носившим имя славных боpцов с миpовой буpжуазией Фиолетова, Азизбекова, Авакяна, Зевина, Басина, задаешь вопрос - а кто на самом деле были эти 26 бакинских комиссаров.

Как этим пламенным бойцам - пpичем, не один год - удавалось водить за нос вождя миpового пpолетаpиата Владимиpа Ильича? Революционные стpаницы Баку 1917 года - это гимн откpовенной и беспаpдонной лжи. Остап Бендеp мог бы многому научиться у славного отpяда тpепачей и кидал. Пpочитав эту статью, пpойдитесь по "pеволюцинным местам" гоpода и вы с восхищением подумаете об изобpетательности бакинских авантюpистов, внесших неоцененный вклад в теоpию и пpактику восточного ваpианта миpового pеволюционного движения.

Совеpшим экскуpсию в загадочную стpану Большого Блефа. Свидетелям событий, последовавших за pазвалом СССР, будет интеpесна масса поpазительных аналогий c современностью.

Потрясение Ильича

Вымогали комиссары нагло, прикрываясь бездействовавшим комитетом ревобороны Баку, С. Шаумян просит у вождя немного-немало "срочно отправить в Баку из Царицына все гидропланы и боевые аэропланы". Взамен забрасывал Москву уверениями в сверхнакале революционного фанатизма бакинского пролетариата. Его невероятной сплоченности и беспощадной ненависти к врагам мировой революции. И вдруг как гром среди ясного неба: "Вчера получены известия, что в Баку англо-французскому империализму удался очень эффектный ход. Им удалось получить в бакинском Совете большинство, около 30-ти голосов против нашей партии, против большевиков. Англо-французский империализм получил на этот раз перевес в 30 голосов, благодаря перешедшей против нас на их сторону громадной части партии "Дашнакцутюн" армянских полусоциалистов", - из речи Ленина на заседании ВЦИК 20 июля 1918-го года.

Ильич потрясен. То, что он поставил на пройдоху и авантюриста, ему стало ясно, надо было свой промах на кого-то скинуть. Скинул на Сталина.

Интереснейшую телеграмму послал Ленин Н.Анисимову, председателю астраханского военсовета 9-го августа 1918 года. "Положение в Баку для меня все же неясно. Кто у власти?

Где Шаумян? Запросите Сталина и действуйте по соображениям всех обстоятельств. Вы знаете, что я доверяю Шаумяну полностью". Ленин назначил тем самым Сталина куратором 26-ти, "сбросил" проигрыш на него, Сталин ему это впоследствии припомнил. Трудно уважать человека, которого какой-то авантюрист средней руки водил за нос многие годы, а в самый важный момент предал с легкой душой.

Сталин прекрасно знал, какого поля ягода этот Степан Шаумян и вся его банда идейных борцов, в которую входили налетчики Камо, Габриелян, Лалаян, Дро, Амазасп. Знал и о том, что все годы пребывания в Баку Шаумяна подкармливали армянские нефтепромышленники.

Военный комиссар Бакинского района Г.К.Петров сообщал Ленину о проанглийской ориентации С.Шаумяна почти открытым текстом. "Приходится вести борьбу с партиями, о которых в России почти не слышали, как-то "Дашнакцутюн" и пр. Главное, у многих партий явно английская ориентация и тов. Корт опишет, с каким великим трудом мне удалось переделать гарнизон и войска бакинского фронта, столкнувшись с этой английской ориентацией, в чисто революционно-советский".

Провал

Петров врал, время было блефовое, переориентировать никого ему не удалось. Бакинский фронт развалился заранее, когда англичане были в двухстах милях от "цитадели советской власти на Востоке". Но Петров был, по крайней мере, прост и незамысловат. Заканчивает депешу очень информативной фразой: "Теперь все зависит от быстроты переброски моих частей сюда". По сути, командированный в Баку в самый последний момент Петров констатирует, что все многомиллионные вливания в оборону Баку, поставки огромных партий оружия и боеприпасов - все это ушло в никуда, в мистику, в блеф под названием "Баку-цитадель революции". Петров сообщал через своих людей, что здесь никто и не собирается защищать город от англичан. Спешно из Москвы в Баку был переброшен отряд Петрова в 780 сабель. Но и они не смогли сделать фронт "революционно-советским" по одной простой причине - фронта обороны в Баку не было.

Баку был взят английским корпусом, по свидетельству пламенного бойца М.Азизбекова, "из около 1000 человек крестьян и арабов". Тысяча крестьян и арабов - вот реальная цена мифа о 26-ти бакинских истуканах. Ленин сообщал бакинским товарищам: держитесь, мол, братья, идет подмога. Гнал из Астрахани "пять шхун, которые везут 80 орудий, 160 пулеметов, 10.000 ружей, 20.000 патронов, массу обмундирования и т.д. (из протокола чрезвычайного

заседания Бакинского совета рабочих, красноармейских, матросских и крестьянских депутатов от 25июля 1918 года). Но Баку был взят тысячью индийских крестьян с английскими ружьями.

А где оружие?

Естественно, Ленин задавал вопрос так: куда девалось оружие, ценой больших усилий отрываемое от действующих полков Красной Армии. Газета "Азербайджан" от 17 марта 1919 года отвечает на этот вопрос: "При отступлении турецких войск на Кавказском фронте, турецкие армяне присоединялись к кавказским, и совместно стали нападать на отступающие части и преследовать их. С одной стороны орудовали отряды Андраника, с другой - Дро, Кери. Все покинутые мусульманские деревни были разграблены и сожжены..."

Одновременно со всем этим Шаумян и Авакян спровоцировали шемахинские события. Один из получателей оружия, предназначенного для цитадели революции на Востоке, налетчик Татевос Амиров. О политических симпатиях С. Шаумяна, Чрезвычайного комиссара Кавказа и председателя Бакинского Совета народных депутатов, свидетельствует Анастас Микоян. В своих воспоминаниях он публикует посланную Шаумяном телеграмму: "Джульфа. Народному вождю Андранику. Вашу телеграмму получил. Полный текст сообщил в Москву центральному правительству. Со своей стороны приветствую в Вашем лице истинного героя". Шаумян не скрывал, что был поклонником одноухого Андраника.

"Заслуги" 26-ти

Единственное, чего эти ребята добились - это лютой ненависти, которой воспылал к Баку Ильич. Баку он ненавидел со всей страстью, на которую способен знающий о своей болезни сифилитик. В записке от 3 июня 1918 года Ленин поручает: "передать Теру (Тер-Габриелян председатель ЧК Баксовнаркома), чтобы он все подготовил для сожжения Баку в случае нашествия (турецких или британских) войск и чтобы печатно обьявил это в Баку". Документ свидетельствует, Ленин абсолютно не владел ситуацией и не подозревал об истинных намерениях Шаумяна и его "соратников по борьбе". Ни один актер не сожжет театр, пока не выстроен новый. В том-то и трагедия Баку, другого театра и другого ТВД (театра военных действий) на всем пространстве от Черного моря до Каспийского нет.

12 февраля 1919 года Ленин дает распоряжение председателю астраханского Реввоенкома А.Шляпникову. Вспомним, 3 июля 1918 года, то есть семью месяцами ранее, он требовал Баку сжечь. Теперь Ильич требует подставить бакинских рабочих под пулеметы британского корпуса. Вчитайтесь в текст телеграммы: "Примите энергичные меры, чтобы использовать настроение бакинцев (они требовали ухода англичан и предпочитали турок). Гарантируйте безопасность переходящим к нам". Предсовнаркома Ленин.

Замысел прост и гениален - бросить толпу на пулеметы, на стон раненых пролетариев в город влетают отзывчивые буденовцы, которым в этом случае имидж освободителей от гнета мировой буржуазии гарантирован.

Лента

Лента новостей