...

Сомнительные перспективы Ирана на нефтяном рынке

Энергетика Материалы 7 мая 2015 14:29 (UTC +04:00)
До важнейшего в мировой политической летописи момента – подписания всеобъемлющего соглашения по ядерной программе Ирана - осталось чуть менее двух месяцев
Сомнительные перспективы Ирана на нефтяном рынке

До важнейшего в мировой политической летописи момента - подписания всеобъемлющего соглашения по ядерной программе Ирана - осталось чуть менее двух месяцев. Уже первого июля 2015 года станет ясно, могут ли договориться Тегеран и Запад по поводу условий заключения этого важнейшего соглашения, в результате которого с Ирана будут сняты санкции. Впрочем, скорость снятия санкций является как раз одним из камней преткновения в процессе переговоров.

Одним из главных вопросов на сегодняшний день является то, как вся ситуация вокруг ядерных переговоров и возможного заключения соглашения по ядерной программе Ирана скажется на рынке нефти, учитывая, что официальные лица Тегерана уже готовятся к получению всевозможных выгод после нескольких лет экономического простоя.

Накануне министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане призвал нефтедобывающие страны "открыть путь для возвращения иранской нефти на мировой рынок".

По его словам, все страны-экспортеры нефти должны учитывать возможность возвращения Ирана на этот рынок.

Ожидания достаточно оптимистичные, однако, возникает сразу несколько вопросов о справедливости таких прогнозов.

Во-первых, соглашение Запада с Ираном станет фактом только первого июля. У сторон все еще остаются нерешенные вопросы, и не факт, что их удастся в ближайшее время решить до конца.

Пока каждая сторона имеет свои взгляд на переговоры и ожидания от результатов соглашения, говорить о снятии санкций с Ирана, как о решенном вопросе, по крайней мере, наивно.

При этом обеим сторонам непросто идти на уступки, в том числе и в вопросе времени снятия санкций. С одной стороны, президент Ирана Хасан Рухани в достаточно мягкой форме выдвигает железные условия соглашения, настаивая на моментальной отмене всех санкций сразу после его заключения. А президент США Барак Обама, напротив, склонен к поэтапному снятию санкций, по мере того как Иран будет выполнять условия соглашения.

Очевидно, что все самые главные решения обе стороны примут в последнюю минуту.

Но даже в случае, если стороны придут к компромиссу в этом вопросе, возвращение иранской нефти на рынок вряд ли кардинально скажется на ценах на углеводороды или позиции других стран-поставщиков.

Если стороны в июле все-таки смогут достичь окончательных договоренностей, то вряд ли стоит ждать серьезных изменений на рынке нефти, как минимум в краткосрочной перспективе.

Санкции, которые действуют в отношении Ирана в течение нескольких последних лет, сделали свое дело и серьезно повлияли на возможности страны по быстрому наращиванию добычи. Нефтяная инфраструктура Ирана в режиме санкций значительно устарела, и стране необходимы новые инвестиции в нефтяную отрасль, чтобы реально увеличить со временем добычу и выйти на нефтяной рынок с серьезным предложением больших объемов нефти.

Возможно, что сразу после заключения соглашения Иран и сможет повлиять на нефтяной рынок, продав накопленную из-за санкционных ограничений нефть, хранящуюся пока в танкерах, запасы которой оцениваются экспертами примерно в 10-13 миллионов баррелей.

Однако после продажи этой нефти Ирану придется серьезно поработать над увеличением добычи, учитывая инфраструктурные проблемы и вопрос естественного истощения месторождений. Кроме того, за время, прошедшее с введения санкций в отношении Ирана, страна законсервировала множество нефтяных скважин, повторная добыча нефти из которых станет делом трудным и затратным.

Оценивая ситуацию, можно предположить, что Иран и Запад вновь не договорятся по поводу, к примеру, очередной инспекции, которую Тегеран не захочет пропустить на очередной военный объект, вызывающий вопросы МАГАТЭ. Возможно, в этом случае санкции будут введены снова, и они будут еще более жесткими, чем нынешние.

Таким образом, переоценивать заявления и возможности властей Ирана по выходу страны на нефтяной рынок пока не стоит.

Эльмира Таривердиева, обозреватель Trend

Тэги:
Лента

Лента новостей