...

Необходимо бережно относиться к своим учителям, их осталось немного - композитор Сардар Фараджев

Культура Материалы 23 августа 2007 11:25 (UTC +04:00)
Необходимо бережно относиться к своим учителям, их осталось немного - композитор Сардар Фараджев

Азербайджан, Баку, 23 августа /корр. TrendLife Эльдар Гусейнзаде/

Дом-музей Узеира Гаджибекова за последние пару лет необычайно преобразился. Если раньше здесь было немало проблем, да и сам по себе дом, несмотря на большую культурную значимость, нуждался в ремонте, то теперь этот самый ремонт проводится и весьма успешно. Дом-музей буквально ожил. Сюда любо-дорого заходить. Сейчас у музея появилось дополнительное здание, над которым идет серьезная работа. А руководит этими изменениями известный композитор Сардар Фараджев, с чьим именем и связан ренессанс музея. TrendLife встретился с этим замечательным музыкантом, чтобы обсудить как жизнь музея, так и музыкальную ситуацию в Азербайджане в целом.

- В данный момент наш ремонт уже приближается к концу. И, дай Бог, к 18 сентября ко дню рожденья Узеира Гаджибекова мы закончим все работы и встретим гостей в обновленном здании. Наш музей традиционно готовит художественную программу к этому дню: исполняется вокальная, инструментальная музыка Узеир бека. Кроме этого, мы стараемся представлять какие-то необычные проекты. К примеру, в прошлом году была презентация книги "О музыке азербайджанских турков". В этом же году устроим презентацию недавно изданного клавира одного из его самых известных произведений "Не та, так эта". До последнего времени такой книги не было. В дальнейшем, надеюсь, подготовим и оркестровый вариант "Не та, так эта". Также до сих пор не изданы такие известные в свое время оперы, как "Асли и Керем", "Шах Аббас и Хуршудбану". А через пять лет им исполнится сто лет. Эти оперы были одними из первых в истории азербайджанской оперы, и не издать было бы грехом перед памятью Узеира Гаджибекова. Мы сейчас должны постараться сделать это. Дай Бог, благодаря поддержке Министерства культуры и туризма, этот проект осуществится.

- В свое время у дома-музея Узеира Гаджибекова было немало проблем, в первую очередь связанных именно с необходимостью ремонта. Теперь же все изменилось, он ожил.

- Да, мы сейчас ведем работу по улучшению музея. Озеленяем его вокруг, хотя жители соседних домов серьезно мешают: паркуют машины там, где мы посадили зеленые насаждения, топчут все там. Очевидно, придется поставить небольшой забор. Пока это не получается. Но я обязательно добьюсь, чтобы посаженный нами газон не уничтожался. Ведь он придает особую красоту музею. Вообще музей сейчас изменился. Например, кинозал оснастили современной техникой. Я благодарен президенту Ильхаму Алиеву за указ от 28 февраля 2005 года в связи со 120-летия Узеир бека. Именно он послужил толчком к началу основательного ремонта. В проведении ремонтных работ нам помогал и Полад Бюльбюль оглы, и сейчас Абульфас Гараев. Ведь это здание не новое, оно было построено, в конце XIX века и ремонт проходил нелегко. Нынешнее же состояние музея всем очень нравится. Я считаю, что подобный ремонт необходимо проводить раз в десять-пятнадцать лет.

- Как много людей посещает музей?

- С этим у нас проблем никогда не было. Слава Богу, школьники, студенты, пожилые люди, молодежь посещают музей постоянно. Узеир Гаджибеков - личность, которая дорога каждому из нас. Здесь часто бывают иностранцы. В день бывает, минимум, человек пятнадцать-двадцать. А в праздничные дни количество посетителей увеличивается.

- Будет ли выпускаться какая-то музейная продукция?

- В течение двух лет мы выпустили три книги. Также мы хотим выпустить книгу "Музей Узеира Гаджибекова", куда вошла бы полная информация о музее. Для этого мы ждем полного завершения ремонта. Ведь у нас сейчас увеличивается площадь. Будет построена административная часть музея, а также выставочный салон. Все организационные работы, надеюсь, мы до конца года завершим.

- Много ли экспонатов, которые вы просто за неимением места не можете включить в экспозицию?

- Да, немало. Когда на стене висит один портрет, а рядом еще один, а потом еще что-то, то происходит перенасыщение информацией. И это отталкивает. Музею нужно побольше стен, пустой площади. Благодаря строящемуся у нас сейчас выставочному салону мы постараемся решить проблему отсутствия свободных площадей. Я там с удовольствием развешаю картины наших художников о Гаджибекове. Например, есть работа, на которой изображен Узеир бек, впервые идущий в школу, и его провожает Хуршудбану Натаван. Есть много картин, которых еще зрители не видели. Конечно, многое все равно останется в архивах, но в салоне можно будет менять экспозиции. Главное, чтобы место было.

- Не считаете, что в музее можно чаще проводить концерты?

- Да, думаю, это надо делать хотя бы раз в квартал. В свое время наш музей был филиалом филармонии. Так было в те времена, когда я пришел сюда работать в 1984 году. Многие известные исполнители, выступавшие в филармонии, на следующий день давали концерт в музее. Если люди не могли попасть в филармонию, то приходили сюда. Конечно, много слушателей музей в себя вместить не может. Максимум пятьдесят-шестьдесят человек, но и это создавало очень уютную обстановку. Можно было пообщаться с артистом. Думаю, в дальнейшем мы поговорим с руководством филармонии о возобновлении этой традиции. Таким образом, и значение музея повысится, и количество концертов увеличится. Ну и, наконец, каждый артист, приезжающий в наш город, посещал бы дом-музей Узеир бека.

- Сардар муаллим, вопрос к вам уже как к композитору. Не нужен ли нашей опере какой-то новый современный герой?

- В свое время, года три-четыре назад мы с Гусейнагой Атакишиевым, директором Молодежного театра думали о том, что сейчас нашим музыкальным театрам необходима новая волна. И мы сделали мюзикл "Мера за меру" по мотивам Шекспира. Получилось очень хорошо. Но оттого, что в то время у Атакишиева не было своей сцены, он не мог поставить спектакли. Сейчас я намерен поговорить с руководством Театра музыкальной комедии, чтобы поставить там мюзикл. Мюзикл - это такой жанр, в котором наряду с академическими певцами могут выступать и эстрадные. Жанр это позволяет. Конечно, Музкомедия - театр академический, но нужен в данном случае и продюсер, который пригласил бы наших ведущих эстрадных исполнителей. И это, поверьте, будет очень интересно. Еще мне хотелось бы создать полуэстрадный, полуклассический музыкальный спектакль на тему Низами.

- На прошедшем съезде Союза композиторов прозвучало очень мало произведений молодых композиторов. С чем это связано?

- Молодые таланты есть, но им равняться не на кого. После 90-го года на республику обрушился политический кризис, который серьезно отразился на нашем музыкальном искусстве. Сейчас мы как-то выходим из кризиса. И в будущем, надеюсь, все наладится, но пока мы очень теряем в профессионализме. Например, у нас уже великих художников осталось мало. Это факт. Композиторское ремесло очень сложно, это не просто написать песню, дать аранжировщику и все. Данный процесс очень сложен. Ты можешь писать хорошую музыку, но если плохо оркеструешь, звучать не будет. А чтобы знать, как оркестровать, надо учиться у большого мастера. Сейчас у нас таких мастеров в той же Музыкальной академии остались только Ариф Меликов и Акшин Ализаде. Остальные молодые. Да, они талантливы, но они не прошли пути Хаййама Мирзазаде, Арифа Меликова, Акшина Ализаде, Фараджа Караева, то есть людей, которые в свое время выросли под влиянием Кара Караева, Джовдета Гаджиева. Так что, мы сейчас должны бережно относиться к своим учителям и желать им крепкого здоровья. Ведь, чтобы молодые таланты шли по правильному пути, они должны видеть больших мастеров. Я как-то читал воспоминания великого композитора XX века Игоря Стравинского. Он, вспоминая детство, с особым трепетом рассказывает о том, как впервые увидел Чайковского. Это было случайно на одном из спектаклей. Стравинский видел Чайковского всего раз, но образ сохранился на всю жизнь. И для наших молодых композиторов должно быть счастьем, что они имеют возможность видеть и общаться с такими выдающимися мастерами как Ариф Меликов, Хаййам Мирзазаде. Например, Хаййам Мирзазаде гениальный симфонист, педагог. Как он умеет развивать мысль!

Правда, иногда молодые композиторы относятся с некоторым озлоблением к старшему поколению. Это неправильно! Эти люди сделали свое великое дело. Недавно по одному из московских каналов показывали передачу про великого танцора Мариуса Лиепу. Там звучала музыка из балетов Чайковского, Хачатуряна, Минкуса и Арифа Меликова. Это показывает Москва. В 1963 году вышла Советская музыкальная энциклопедия. В ней был раздел "Советский балет". И там называлось четыре автора: Прокофьев, Хачатурян, Караев, Меликов. Я горжусь этим! Это великие люди!

Лента

Лента новостей