Азербайджанский газ по "Турецкому потоку"
В отличие от других поставщиков газа в Европу, Азербайджан никогда не использовал свои преимущества в качестве средства политического давления на ЕС.
Так как внешняя политика Азербайджана направлена на установление добрососедских отношений с другими странами, для официального Баку важнее всего выход на мировые рынки.
Как известно, в настоящее время самым оптимальным рынком для азербайджанского газа является именно Европа. Отличие Азербайджана от других продавцов газа в Европу, в частности от России, заключается в том, что Баку может не только продавать, но и обеспечить доставку газа в ЕС.
Вскоре после того, как Азербайджан начал реализацию проекта "Южный газовый коридор", Россия объявила о намерении строить "Турецкий поток". По мнению ряда российских аналитиков, этот проект, якобы, является серьезной угрозой для будущих поставок азербайджанского газа в Европу. Эти же самые аналитики прогнозировали, что Турция, которая имеет 30-процентную долю в проекте TANAP - составной части "Южного газового коридора", откажется от азербайджанского газа.
Но со временем все оказалось с точностью до наоборот. Выяснилось, что, в отличие от TANAP, Анкара относится к "Турецкому потоку" с недоверием. Тот факт, что турецкая государственная трубопроводная компания Botas не будет участвовать в строительстве газопровода, свидетельствует о том, что для властей Турции этот проект является достаточно рискованным.
Если бы власти Турции были убеждены в отсутствии рисков в ходе реализации этого проекта, они бы уже давно взялись за строительство "Турецкого потока".
Несмотря на то, что ранее Botas не скрывала своего интереса к этому российскому проекту, позже компания объявила, что не будет участвовать в его реализации.
Так как для Азербайджана все энергетические проекты являются в первую очередь энергетическими, а не политическими, компании SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) незачем опасаться за азербайджанские проекты. На днях вице-президент SOCAR по маркетингу и инвестициям Эльшад Насиров заявил, что Азербайджан в будущем рассчитывает использовать газотранспортные мощности в продолжение "Турецкого потока" на территории Европы для поставок дополнительных объемов газа со своих месторождений.
"Турецкий поток" не составляет конкуренции "Южному газовому коридору", потому что наши объемы газа проданы на 25 лет, покупатели обязаны его принять, а для следующих поколений месторождений в Азербайджане нужны новые трубопроводы", - сказал Насиров.
Он также отметил, что ситуация, когда "Турецкий поток" будет построен быстрее, чем "Южный газовый коридор", не вызовет проблем.
"Потому что к тому времени, когда будет построен TAP, наши потребители обязаны принять наш газ", - добавил представитель SOCAR.
Слова Эльшада Насирова еще раз подтверждают, что "Турецкий поток" никогда не являлся угрозой для "Южного газового коридора".
Нужен ли Азербайджану закон о коллекторских услугах?
В Азербайджане нет необходимости в принятии отдельного закона, регулирующего деятельность коллекторских услуг, считает директор коллекторского агентства "ВОА" Самир Мустафаев.
На сегодняшний день рынок коллекторских услуг Азербайджана находится на раннем этапе развития, поэтому сбором долгов чаще всего занимаются сами банки и другие кредиторы.
Одной из причин того, что в стране эта сфера слабо развита, является и то, что обычно основу портфеля коллекторских агентств составляют банковские кредиты, а в Азербайджане достаточно низкий процент проблемных кредитов в банках по сравнению с другими странами СНГ - 6,1 процента, или 1 256,6 миллиона манатов (в январе-апреле 2015 года).
Так, доля просроченных займов и ссуд в банках Казахстана составляет около 20 процентов от общего кредитного портфеля, а в Украине - 18 процентов. В Европе этот показатель составляет в среднем пять процентов. При этом в отдельных странах ЕС, таких как Словения, Сербия, Румыния, Португалия, Черногория, Венгрия и т.д., доля "плохих кредитов" превышает 10-15 процентов.
Во многих из этих стран действуют законы, регулирующие деятельность коллекторских агентств. Однако, как сказал Мустафаев, учитывая маленький объем рынка коллекторских услуг в Азербайджане, необходимость в принятии отдельного закона просто отсутствует.
"Фактически на нашем рынке коллекторских услуг действует где-то пять-шесть компаний, поэтому я не вижу смысла в принятии отдельного закона. Тем не менее, естественно, что компании при сборе долгов придерживаются общепринятых законов. Я имею в виду Конституцию, налоговое и другое законодательство", - сказал он.
Другим фактором, который исключает необходимость в принятии такого закона, Мустафаев считает отсутствие грубых нарушений в деятельности коллекторских агентств.
"Если мы будем нарушать законы, то банально не сможем работать. Наши граждане начитанные и грамотные, если мы будем собирать долги с помощью угроз, как было в России, когда коллекторские агентства там только появлялись, на нас сразу обратятся в полицию. Сейчас в России действуют антиколлекторские агентства, существуют законы о коллекторской деятельности. Это все исходило из того, что совершались очень большие нарушения, вплоть до избиения и угроз. Но если все будут придерживаться общепринятых законов, то и необходимости в принятии отдельных для коллекторов законов не будет", - отметил он.