...

Азербайджанские инвестиции в Грузии должны быть более агрессивными – госминистр Грузии по координации реформ Каха Бендукидзе

Политика Материалы 9 сентября 2006 11:01 (UTC +04:00)
Азербайджанские инвестиции в Грузии должны быть более агрессивными  – госминистр Грузии по координации реформ Каха Бендукидзе

Эксклюзивное интервью " Trend а" с известным российским промышленником, а ныне государственным министром Грузии по координации реформ

- Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы углубления азербайджано-грузинских экономических отношений?

- Я считаю, что у наших стран есть большие перспективы. Мы - соседи, вместе развиваемся. Азербайджан, наверное, был в прошлом году рекордсменом мира по темпам развития. И Грузия тоже развивается достаточно быстро.

- Какова роль Азербайджана в развитии экономики Грузии?

- Азербайджан для Грузии очень важный партнер. Если бы мне сказали, что у Грузии есть возможность открыть всего пять посольств в мире, то одно из них я построил бы в Азербайджане. Я думаю, что в Азербайджане также думают про Грузию.

- Устраивает ли Вас уровень товарооборота между нашими странами?

- Я думаю, что нынешний уровень товарооборота между Азербайджаном и Грузией недостаточен и реально он должен быть гораздо большим.

- Какие основные направления сотрудничества в ненефтяной сфере необходимо реализовать в первую очередь?

- Я бы не делил наше сотрудничество на нефтяной и ненефтяной сектор. Думаю, что сотрудничество необходимо во всех сферах. Hефтяной сектор сам по себе важен. Есть очень хорошие планы, в частности, по нефтепереработке. Между нашими странами есть соглашение о свободной торговле. Мы не облагаем пошлинами товары друг друга и это очень важно. И предприниматели, которые будут создавать новые партнерские отношения, должны этим активно пользоваться - грузины экспортировать товар в Азербайджан, а азербайджанские предприниматели - ввозить в Грузию.

В Азербайджане и Грузии должны создаваться предприятия, которые в равной степени могли бы взаимодействовать и работать на мировом рынке. В Азербайджане есть возможности, которых нет в Грузии, а в нашей стране есть возможности, которых нет в Азербайджане.

- Какими Вам представляются приоритетные сферы взаимных инвестиций между Азербайджаном и Грузией? Могли бы Вы перечислить ряд предприятий, которые способны заинтересовать потенциальных азербайджанских инвесторов?

- Это дело инвестров, они должны принимать решение. Мы, как государство должны создавать условия, чтобы эти процесс экономического взаймодействия происходил просто и быстро.

- Как Вы оцениваете ситуацию в сфере экономических реформ в Грузии? Осуществляются ли мероприятия для более полного обеспечения участия в этом процессе азербайджанской части населения Грузии?

- За последние 2 года в экономике Грузии произошли значительные изменения. В основном они касаются того, чтобы экономика стала более открытой и свободной. Результаты, мне кажется, налицо, потому что объем иностранных инвестиций существенно увеличился. Сейчас развивается несколько эффективных проектов одновременно, а не один большой проект, как это было 3 года назад, когда все сводилось к одному трубопроводу - очень важному и нужному проекту, но он был один. Сегодня у нас большое количество инвестиций в различные сферы, которые осуществляются сами по себе, без особого государственного участия. Реформы значительно облегчили бизнес в Грузии - это касается простоты получения лицензий, возможностей экспорта, импорта, понятного налогообложения и прозрачной приватизации. Именно приватизация, в том числе сельскохозяйственной земли, - один из важных этапов наших реформ.

Этот закон (о приватизации сельскохозяйственной земли ) встретил достаточно организованное сопротивление не большой, но очень агрессивной группы политиков. Одна из "проблем", которую, по их словам, создает закон - одновременная возможность всех граждан Грузии получить доступ к земле. Когда осуществлялась передача прав на собственность земли, я лично передал первое удостоверение гражданину Грузии азербайджанского происхождения. Мне кажется, что живущие в Грузии этнические азербайджанцы должны иметь одинаковые с грузинами права на владение и обработку земли, на которой они живут. Это даст им возможность развивать свой бизнес, торговать, строить. Мы делаем все, чтобы максимально интегрировать их в экономику Грузии.

- Как Вы оцениваете уровень приграничной торговли, и какие меры предполагаются для ее дальнейшего упорядочивания?

- Специальных режимов приграничной торговли не нужно создавать. У нас должна быть простая и прозрачная система таможенного прохождения. Мы не можем позволять развивать контрабанду под видом приграничной торговли, которую возят в обоих направлениях, что бьет по экономике Азербайджана и Грузии.

- Какова перспектива создания единой таможенной зоны?

- Это возможно, но мы должны быть уверены, что возможности фискального администрирования в обеих странах совершено одинаковые и что налоговый режим на HДС одинаково распространяется как в Грузии, так и в Азербайджане. Это значит, что у нас должен быть унифицированный таможенный режим. Грузия пошла на радикальные меры. С 1 сентября вступил в силу новый Таможенный кодекс. Я думаю, что по степени снижения таможенной нагрузки мы вышли где-то на второе-третье место в мире. Мы фактически на всю продукцию промышленного производства ввели нулевые тарифы, остались небольшие - на продукцию сельского хозяйства, надеюсь, и этот вопрос решится положительно. Создание единого таможенного пространства автоматически означает, что у Азербайджана должны быть такие же тарифы. Если Азербайджан на это готов - это хорошо. Свободная торговля была бы очень эффективной: к примеру, импортер привез товар в Поти, растаможил и повез в Баку без остановок и контроля на дороге. То, что сейчас называется приграничной торговлей, я думаю, является результатом неблагоприятного состояния экономик наших стран несколько лет назад. Реально в современном мире не называется торговлей то, что через границу перевозится несколько килограммов товара в багажнике автомашины. Реальная эффективная торговля - это торговля большими объемами, где существуют склады, оптовые цены и др. Я думаю, что будущее за этим. Как только экономика встает на ноги, сразу начинается организованная торговля. Контрабанда будет развиваться до тех пор, пока существует дифферент за счет налогообложения. К примеру, дизельное топливо для Грузии мы покупаем по мировым ценам, а в Азербайджане дизельное топливо фактически продается по субсидированным ценам и разница получается почти трехкратная. Понятно, что это будет порождать желание заняться контрабандой, но ничего общего с приграничной торговлей это не имеет.

- В настоящее время, к сожалению, между Азербайджаном и Грузией нет серьезных эффективно функционирующих совместных проектов с участием капитала только этих двух стран. Каким Вы видите выход из этой ситуации?

- Hет никакой серьезной необходимости, как, впрочем, и нет ограничений на создание совместных предприятий. Я знаю объекты в Грузии в разных сферах экономики, которые принадлежат азербайджанцам, и знаю предприятия в Азербайджане, где владельцы грузины. Совместные предприятия - это не обязательно. Зачем придумывать искусственные совместные предприятия? Пусть каждый занимается своим делом.

- Казахстанский нефтяной капитал в последнее время стал агрессивен на инвестиционном рынке Грузии. Готова ли Грузия создать для азербайджанского аналогичного капитала более привлекательные инвестиционные условия, учитывая добрососедские отношения и тесное партнерство в энергетических проектах?

- Казахстанский капитал никаких особых привилегий не имеет. Азербайджанский капитал имеет такие же возможности. Заплатите деньги, и вы тоже сможете купить государственную собственность. Азербайджанскому частному бизнесу не помешало бы чуть больше агрессивности и смелости в действиях в Грузии.

Лента

Лента новостей