Обозреватель Арабской службы новостей Trend Айгюль Тагиева
На фоне непрекращающихся волнений в арабском мире заявление принца Саудовской Аравии Турки аль-Фейсала о намерении королевства реализовать собственную ядерную программу добавило пестроту в непростые арабо-израильские и арабо-иранские отношения.
Саудовская Аравия издавна признана лидером арабского мира как с религиозной, так и с экономической точки зрения (королевство занимает первое место в мире по запасам нефти и второе после России - по ее экспорту).
Наряду с этим Саудовская Аравия является связующим звеном в отношениях между Западом и арабским миром.
Намерение королевства обзавестись собственной ядерной программой можно назвать несколько запоздалым, учитывая что ее давний соперник в регионе Иран успел достаточно развить свою ядерную программу, породив, таким образом, некий дисбаланс между ведущими силами региона.
Планы Эр-Рияда необходимо рассматривать и в другом контексте. Учитывая родство арабских стран и привычную для них цепную реакцию, которая наблюдалась во время недавних революций, не трудно предположить, что вслед за Саудовской Аравией и другие арабские страны начнут отстаивать свое право на атомную энергетику.
В частности, Египет еще в 2007 году выразил желание создать свою атомную энергетику. С этой целью велись переговоры с Россией и Китаем и даже был подписан ряд соглашений между Каиром и Москвой для "содействия успешной реализации ядерной программы Египта".
Вслед за Египтом о том же заявляли Тунис, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания и Сирия. Во многих из этих стран уже рассматривались проекты и в качестве потенциальных партнеров - страны, которые могут оказать содействие в этом.
Эти факты, доказывающие давнюю заинтересованность арабских стран в развитии своих ядерных программ, порождают вопрос: что же сулит возможная "цепная реакция" арабских стран в этой сфере?
Появление ядерных программ в арабских странах будет явно не по нраву Ирану и Израилю, в первую очередь. Иран, который своими ядерными исследованиями на протяжении не первого десятка лет держит в напряжении Запад и арабские страны Персидского залива, получит сильных соперников и, возможно, изменит свое отношение к региональным процессам и к соседям по Персидскому заливу.
Что касается Израиля, то появление ядерных программ в арабских странах, в особенности странах с изменившимися коренным образом режимом, явно не порадует Тель-Авив. Уставший от бесконечных угроз Тегерана Израиль получит еще один фронт - на этот раз в лице исламских режимов, располагающих "ядерной дубинкой".
Не нужно при этом забывать и о Западе. Именно США, Германия и Франция вначале, во времена правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, поддерживали ядерную программу Ирана, не ожидая смены режима в стране и того, что она обернется для них непреходящей головной болью. И происходящие в арабских странах политические процессы невольно заставляют вспомнить, чем для Запада обернулась ядерная программа Ирана.
В любом случае, намерение Саудовской Аравии разработать и реализовать собственную ядерную программу, несомненно, отзовется эхом в других арабских странах, и после такого всплеска ядерных амбиций Ирану, Израилю и Западу будет над чем ломать голову.