...

В Вене стартуют переговоры Ирана и "шестерки" по заключению всеобъемлющего соглашения

Политика Материалы 18 февраля 2014 06:38 (UTC +04:00)

Раунд переговоров Ирана и "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) на уровне политдиректоров стартует в Вене. Нынешняя встреча в подобном формате станет первой с 24 ноября 2013 года, когда в Женеве было достигнуто историческое соглашение, призванное снять озабоченности международного сообщества вокруг ядерной программы ИРИ, передает ИТАР-ТАСС.

В соответствии с женевскими договоренностями Тегеран взял обязательства радикально ограничить ее в обмен на незначительное послабление санкций со стороны западных стран. Прописанные в документе положения были названы "первым шагом" с четкими временными рамками - 6 месяцев.

Отсчет начался 20 января 2014 года, и теперь задача переговорщиков - сделать "второй шаг", чтобы добиться всеобъемлющего соглашения, которое окончательно снимет все сомнения относительно мирной направленности "ядерной активности" Исламской республики.

Подтверждено, что Россию на переговорах в Вене будет представлять замглавы МИД Сергей Рябков, США - замгоссекретаря по политическим делам Уэнди Шерман, Иран - глава МИД Джавад Зариф. Координировать встречу традиционно будет верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.

Официально повестка дня трехдневного раунда не называется. Но, по мнению экспертов, основными темами для обсуждения станет определение количества центрифуг по обогащению урана, установка границ обогащения, а также решение вопроса о будущем исследовательского реактора на тяжелой воде в Араке.

По разным оценкам, на установках по обогащению топлива в Натанзе и Фордо насчитывается около 19 тыс. центрифуг, и Запад добивается от Ирана четких гарантий, что Тегеран не будет заменять эти установки более современными. Таким образом, подчеркивают в западных столицах, будет ограничена возможность ИРИ в том или ином случае оперативно выйти до уровня оружейного обогащения урана.

Что касается последнего момента, то, согласно принятому в Женеве документу, Иран обязался в течение 6 месяцев, то есть до 20 июля текущего года, не обогащать уран свыше 5%. Теперь задача заключается в том, чтобы окончательно согласовать, на каком уровне обогащение будет вестись после этой даты.

В то же время западные страны и Израиль опасаются, что реактор в Араке может быть использован для производства плутония в военных целях. В Тегеране говорят о том, что готовы пойти и на некоторые изменения в конструкции реактора, чтобы снять все озабоченности. Там заявляют, что реактор в Араке не использовался для производства оружейного плутония, он исследовательский и задействован для получения изотопов и проведения испытаний.Тегеран при положительном раскладе может рассчитывать на снятие санкций, которые крайне негативно сказываются на экономике страны, фактически закрывая ей доступ на европейский и американский рынки. Это, в первую очередь, бьет по компаниям нефтедобывающего сектора Исламской республики.

На деле женевские договоренности лишь в очень небольшой мере ослабили экономические санкции, позволив Тегерану получить доступ примерно к 7 млрд долларов. Это не такая большая сумма, если учесть, что на иранских счетах за рубежом заморожено примерно 120 млрд долларов.

В целом можно сказать, что "шестерка" предложила Ирану сначала продемонстрировать свою добрую волю, потом уже санкции будут ослаблены "по-настоящему".

Тем не менее, некоторые партнеры Ирана по переговорам решили не ослаблять давление на Тегеран даже после заключения соглашения. Так, госдепартамент США принял решение не далее как 6 февраля добавить в санкционные списки ряд иранских и зарубежных организаций, что, как заявили в Москве, "идет вразрез с духом женевских договоренностей".

Стороны не ждут, что диалог будет простым. Как заявил накануне раунда Зариф, "переговоры будут сложными". Кэтрин Эштон отметила, в свою очередь, что "впереди - напряженная и сложная работа", а президент США Барак Обама признал, что шансы на то, что удастся заключить окончательное соглашение составляют "50 на 50".

Несмотря на это, недостатка в совместных основаниях для диалога нет. И пример этого - подписанное 9 февраля соглашение между Ираном и МАГАТЭ. Оно включает вопросы, связанные даже с "возможной военной составляющей", и этот факт, по мнению дипломатического источника ИТАР-ТАСС в Вене, в полной мере подтверждает готовность иранских властей идти навстречу требованиям международных экспертов.

Так, согласно документу, Иран обязуется "предоставить информацию и доступ к урановому месторождению Сагханд и к обогатительному предприятию в Ардакане, передать МАГАТЭ актуализированную проектную документацию по исследовательскому реактору на тяжелой воде в Араке и предпринять шаги по постановке реактора под режим гарантий безопасности агентства". "Это хороший симптом для дальнейших переговоров "шестерки" и продолжения движения по пути взаимных шагов", - считает эксперт.

Несмотря на то, что раунд стартует сегодня, консультации уже начались. В понедельник вечером в Вене состоялся рабочий ужин Эштон и Зарифа, во время которого стороны обсудили актуальные темы повестки дня.

Лента

Лента новостей