Азербайджан, Баку, 23 мая /Trend/
Эльмира Таривердиева, обозреватель Trend
Прошли очередные европейские гастроли главы МИД Армении Эдварда Налбандяна с цирком лжи. На этот раз в Великобританию.
Налбандян эмоционально говорил фактически о том, что Азербайджан на самом-то деле сам против освобождения своих оккупированных территорий и возвращения беженцев на свои исконные земли. Только так можно расценить его слова о том, что Баку препятствует решению нагорно-карабахского конфликта.
По словам Налбандяна вышло даже, что Армения готова принять шесть пунктов обновленных Мадридских принципов, хотя не до конца ясно, что ей мешает сделать это, ведь данный документ дожидается одобрения Еревана уже несколько лет. Если Ереван принимает шесть пунктов, о которых говорилось выше, то что ему мешает, принять предложение Баку начать работу над всеобъемлющим мирным соглашением?
С пеной у рта Налбандян доказывал слушателям, что Азербайджан не хочет двигаться в направлении решения конфликта, хотя именно официальный Баку неоднократно заявлял, что готов начать работу над всеобъемлющим мирным соглашением. Кому, как не главе МИД Армении, знать, что самым большим препятствием на пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта является нахождение в течение 20 (!) лет армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана.
Если Армения готова принять шесть основных принципов, предложенных Минской группой ОБСЕ в связи с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, было бы неплохо, если бы Ереван начал с самого важного условия - вывода своих войск с оккупированных земель.
Ведь Армения неоднократно заявляла, что согласна с позицией посредников, а страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, в свою очередь,настаивают на том, что статус-кво должен быть изменен.
Шесть пунктов, предложенных МГ ОБСЕ, известны: возвращение оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана; наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом и обеспечение гарантий безопасности и самоопределения; обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места их прежнего проживания; открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом; определение в будущем правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления; международные гарантии безопасности, в том числе и операции по поддержанию мира.
При этом Азербайджан принимает все эти шесть принципов в качестве основы для ведения переговоров, о чем неоднократно заявлял официальный Баку. Даже непросвещенному обывателю ясно, что эти принципы действительно соответствуют интересам Азербайджана, чего нельзя сказать об Армении, которую, похоже, статус-кво устраивает на все сто процентов.
С этого и начинаются несостыковки? К чему заявления Налбандяна о готовности принять шесть принципов урегулирования? Скорее всего, эта риторика рассчитана на внутреннее потребление общественностью Армении. Возможно, власти Армении пытаются донести до своего народа в такой, прямо скажем, завуалированной форме, что выхода у Еревана нет, и придется идти на некоторые уступки.
Кстати, сегодня сделать это властям легче, чем до президентских выборов. Решение Еревана на результат выборов повлиять уже не может, а экономику страны надо спасать, да и давление международных институтов на Ереван не ослабевает.
Однако, почему бы Еревану, без гневных обвинений в адрес Баку, просто не начать двигаться в необходимом для решения конфликта направлении? Или это очередной цирк лжи для международного сообщества?
Увы, вопросов больше чем ответов, но реальное изменение позиции Еревана станет очевидным только тогда, когда последний солдат оккупационных армянских войск покинет территорию Азербайджана.