Азербайджан, Баку, 20 декабря /корр. Trend Э.Гусейнли/
Официальный Баку обнародовал пункты, по которым не достигнуто согласие с Венецианской комиссией в вопросе изменений и дополнений в закон "О политических партиях".
"Мы во время двух обсуждений с Венецианской комиссией, как в прошлом месяце, так и на последних переговорах, представили общий текст закона "О политических партиях", разработанный Азербайджаном. По нашей логике, принятый в 1992 году, не соответствующий нормам Конституции Азербайджана и последующему политическому развитию закон должен стать динамичнее и быть приведен в соответствие с требованиями сегодняшнего дня", - сказал во вторник Trend заведующий общественно-политическим отделом Администрации Президента Али Гасанов.
По его словам, в то же время внесение дополнений и изменений в этот закон вытекало из того, что правительство Азербайджана проявило волю для финансирования политических партий из госбюджета.
"Правительство Азербайджана, подобно другим развитым странам, демонстрирует желание освободить политические партии от внешнего влияния, в том числе внешнего финансового влияния. В таком случае, конечно, финансирование политических партий иностранными государствами или же членство иностранных граждан в политических партиях на данный момент нас не устраивает. Поэтому мы изначально заявили, что нормы, считающиеся Венецианской комиссией подходящими для стран Евросоюза, не могут считаться соответствующими для других членов СЕ. До сих пор ни в одной из этих стран не было закона, позволяющего иностранным гражданам создавать и финансировать политические партии, а также вести борьбу за власть", - сказал Гасанов.
По его словам, Азербайджан заранее заявил, что эта норма не подходит для Азербайджана, и, независимо от заключений, парламент Азербайджана не может принять такой закон.
По словам Гасанова, другим обсуждаемым вопросом стало выступление политических партий против конституционного строя.
"И это стало серьезной темой обсуждения между нами и Венецианской комиссией. В представленных нами положениях указано, что в случае если политическая партия ведет борьбу за изменение конституционного строя насильственным путем, ставится вопрос о закрытии этой партии, и она закрывается, ликвидируется как политический институт. Венецианская комиссия в этом вопросе несколько колеблется, высказывает суждения о других формах борьбы против конституционного строя. Конечно, там открыто написано, что речь идет о насильственной деятельности политических партий", - сказал Гасанов.
Другим предметом спора является то, что Азербайджан считает, что политические партии должны постепенно объединяться, между ними должна идти определенная консолидация, и если финансирование идет из госбюджета, то число партий должно быть адекватно политической жизни государства, отметил завотделом Администрации Президента.
"В таком случае мы прежний уровень в одну тысячу человек, входящий в число критериев создания политических партий, предложили поднять до пяти тысяч. Если какая-либо политическая партия хочет стать настоящей партией, участвовать в выборах, попасть на госфинансирование, то число ее членов не должно быть меньше пяти тысяч человек. Конечно, Венецианская комиссия считает, что это может создать определенные трудности, но мы считаем, что это не создаст никаких проблем. Я до сих пор не слышал, чтобы какая-либо партия заявила, что число ее членов насчитывает меньше пяти тысяч человек. Каждая партия считает, что количество ее членов намного больше пяти тысяч человек, и поэтому этот вопрос не создаст никаких проблем для Азербайджана", - сказал Гасанов.
Другой вопрос связан с процедурой приостановления деятельности партий, отметил Гасанов.
"Здесь речь идет о том, кто и при каких условиях может приостановить деятельность политической партии. В дополнениях и изменениях к закону мы определили конкретный подход к этим вопросам: в каких случаях орган регистрации, то есть минюст, может выступить с инициативой о закрытии политической партии. Потому что органом, который регистрирует политические партии, является минюст. Но в любом случае решение о закрытии партий принимает суд. Суд - независимая структура. Поэтому в ее независимости не может сомневаться никто. И в этом вопросе, я полагаю, замечание, выдвинутое Венецианской комиссией, или рекомендация в определенной степени нам непонятна", - сказал завотделом Администрации Президента.
По его словам, другой обсуждаемый вопрос был связан с отношениями профсоюзных организаций к политическим партиям, с их участием в политических процессах.
"И в этом вопросе мы пришли к согласованной позиции о том, что профсоюзы вообще не участвуют в политике, но каждый профсоюз может быть в отдельности членом политической партии, может оказывать финансовую помощь политической партии, участвовать в создании политической партии. Но в целом профсоюзные организации - независимые организации и не участвуют в политике", - добавил Гасанов.