Азербайджан, Баку, 14 января /Trend/
Арзу Нагиев, обозреватель Trend
Что можно ждать после вывода сил коалиции из Афганистана?
После ухода американцев не исключен приход к власти "Талибан" и нарушение достигнутого "хрупкого баланса".
Как показывает опыт, послевоенная ситуация в Афганистане может не отличаться от той обстановки, которая сегодня сложилась в Ираке. Известно, что "Талибан" пропагандирующий суннизм, превратится в непримиримого врага шиитского Ирана и после прихода к власти усилится противостояние не только со странами Центральной Азии, но и с Ираном.
В пятницу в Белом доме состоялась первая встреча переизбранного президента США Барака Обамы с президентом Афганистана Хамидом Карзаем.
Как и ожидалось, на встрече в основном обсуждались вопросы снабжения афганских полицейско-патрульных сил, программы перемирия между оппозиционными силами, детали двусторонних договоров о сотрудничестве в сфере безопасности.
Одной из главных тем переговоров было обсуждение деталей плана вывода с территории Афганистана основных сил НАТО, который полностью запланировано завершить до конца следующего года.
В соответствии с информацией Центрального командования США, сегодня в Афганистане находятся 68 тысяч американских военнослужащих. Несмотря на то, что на встрече также обсуждался вопрос численности военнослужащих, которые останутся в Афганистане после вывода войск в 2014 года, окончательного решения по этому вопросу достигнуто не было.
Одной из основных проблем США является все более активизирующаяся роль Китая, старающегося расширить свое дипломатическое и культурное присутствие и который осуществляет различные микропроекты в регионе начиная от прокладки трубопроводов до создания инфраструктурных объектов.
Власти Китая усиливают контроль, осуществляя различные проекты развития в провинции Синцзянь, расположенной на границе с Центральной Азией, на которую предъявляются территориальные претензии, и стараются пресечь националистические настроения среди местного уйгурского населения.
Население Синьцзянь-Уйгурского автономного района составляют в основном уйгуры-мусульмане. Район имеет сухопутную границу протяженностью более 5 600 км с восемью государствами. Провинция в основном граничит с Монголией, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, но самая неспокойная граница - с Афганистаном (около 80 км).
Но у этого вопроса есть и обратная сторона. После известных террористических актов 11 сентября 2001 года правительство Китая начало использовать "международную борьбу с терроризмом" против уйгурских экстремистов. В целом сепаратисты не могут контролировать ситуацию в Синьцзяне, потому что правительственные органы Китая способны вести успешную борьбу и сознают, что в любое время те, кто хочет ослабить Китай, обязательно воспользуются "уйгурской" козырной картой.
США длительное время ведут переговоры с "Талибан" по ситуации, которая сложится после вывода военных сил из Афганистана, и очевидно, что в ходе этих переговоров поднимался и вопрос о Китае, а вернее синьцзяньский вопрос.
Известно, что Белый дом старается в своих интересах использовать вопросы, которые создают те или иные трудности в двусторонних переговорах с Китаем. Значит, после полного вывода из Афганистана войск в 2014 году в регионе могут быть развернуты операции уже против Китая.
Поэтому анализируя политику, которая будет проводиться в отношении Афганистана после вывода сил западной коалиции, необходимо учитывать и то, что Вашингтон, наряду с решением вопросов по Афганистану, имеет также особый план по продолжению деятельности в этом направлении. Именно поэтому он и намерен оставить в Афганистане более 50 тысяч военнослужащих.
Несмотря на то, что президент Афганистана Хамид Карзай часто критиковал политику США в Афганистане, на встрече с Обамой он согласился с тем, чтобы американские силы продолжали оставаться в стране даже с точки зрения его будущей судьбы.